Публикации педагогов

«Реализация диалога культур в образовательном пространстве»

Статья «Реализация диалога культур в образовательном пространстве».
Авторы статьи: преподаватели живописи, рисунка и композиции,
МАУ ДО Детская художественная школа №1, г. Набережные Челны
Гильмутдинова Алсу Хаматдиновна и Муратова Эльвира Салимовна.

Региональный компонент в художественной школе на уроках ДПИ.
Живопись на стекле.
Важной органической частью формирования гармонически развитой
личности служит эстетическое воспитание. Это многогранный процесс,
включающий знакомство с различными видами искусства, историей
родного края, его культурой. Это приобщение к богатому миру традиций и
обычаев, изучение различных древних техник. Наконец, применение их в
новой интерпретации, обогащенной новыми веяниями и техническими
возможностями.
В художественной культуре татарского народа декоративное
искусство - это яркое и сильное явление. Шамаиль- особый специфический
вид татарского искусства. И в городской, и в сельской среде он был
необычайно популярен. Ибо являлся, и является по сей день, оберегом,
сакральным предметом для дома и его жителей.
Наша республика, а в частности, наш город представляет целую
плеяду художников - каллиграфов, работающих в этой уникальной технике
в том виде, в котором она была завезена из Турции, а в Турцию из Италии и
Чехии. Первый директор нашей школы и сам был шамаилистом, поэтому
эта техника глубоко укоренилась на уроках декоративной композиции.
«Живопись на стекле» - такое название получили эти работы. Для разного
возраста используются разные материалы. Для малышей вместо пера с
чернилами подойдет перманентный маркер, он хорошо пишет и не
растекается сразу от воды. Вместо акрила и масляных красок с темперой
подойдет гуашь. На сегодняшний день, в этой технике часто используются
и витражные прозрачные краски, они выполняют роль туши. И самая

интересная часть работы, когда малыши приклеивают фантики под
прозрачный слой или не закрашенный фрагмент работы. Завершающий
этап - оформление работы. Он зачастую получается совсем неожиданным и
интересным, ведь вся работа велась на обратной стороне стекла.
Для детей постарше сюжет берется сложней.

1. Композицию нужно нарисовать карандашом на бумаге.
2. Затем, подложив эскиз под стекло, перевести его на стекло тонким пером
обычной черной тушью.
4. После высыхания туши готовим колеры из темперы, гуаши или акрила в
баночках, иначе будет трудно повторить цвет, если его вдруг не хватит. Он
обязательно будет отличаться на обратной стороне стекла. Прокрашиваем
композицию, начиная сверху - вниз. Техника мазка может быть любая.
Учитываем, что с обратной стороны цвет будет чуть темнее. Если гуашь плохо
ложится, можно смешать ее с клеем ПВА.
5. Заранее продумываем и не закрашиваем те места, где у нас будет фольга,
блестящие фантики или голографическая пленка. Блеск придаст искристость и
воздушность работе. Не рекомендуется в работе много блеска.
6. После высыхания краски, прикрепляем кусочки цветной фольги.
7. Закрываем заднюю часть стекла картоном и вставляем в рамку. Работа готова.

Живопись на стекле - кропотливая и увлекательная работа. Всегда
интригует результат работы, так как нельзя окончательно предугадать
результат. Изучая технику, мы затрагиваем темы татарского орнамента,
самобытность татарского народа, культуру родного края, возвращаемся к
истокам. Также мы посещаем мастер-классы и мастерские живописцев -
шамаилистов. Нашим любимым мастером – шамаилистом является
известная в республике член союза художников России и Татарстана
Чулпан Ильгизаровна Шарифуллина. Ее работы вдохновляют, удивляют и
нравятся всем без исключения. Они представляют пример древнейшего
искусства, которое может не только не умереть, но и стать призванием,
радовать современных людей. А наши преподаватели и учащиеся

перенимают мастерство и учатся у профессионала, В нашей школе
переодически проводятся выставки различных художников и мастеров,а на
третьем этаже расположилась галерея –музей. Не редкость в гостях и сами
художники и мастера, которые делятся с нами опытом, техникой. А мы с
интересом и благодарностью перенимаем их. Такой насыщенный мастер-
класс состоялся с членом союза художников РФ и Татарстана Чулпан
Ильгизаровной .Тема эскизов была приурочена к предстоящей выставке
«Традиции и современность». Художница поделилась своим опытом в
исполнении сложной, трудоемкой техники, рассказала свои секреты
изготовления шамаиля, успела даже рассказать о философском
мировоззрении мусульманина. Мастер-класс получился
актуальным,интересным.. Не смотря на то, что преподаватели давно
знакомы с техникой, вопросов возникло очень много. Одиннадцать
преподавателей и их учащиеся занялись творческим процессом –
выполнением работ в старинной технике на стекле. А в первых числах
декабря открылась выставка.
Современные шамаили, выполненные в старинной технике. Автор член союза
художников России и Тататрстана Шарифуллина Чулпан Ильгизаровна.

Работы учащихся, выполненные под руководством Чулпан Ильгизаровны в
технике «живопись на стекле» и в технике «шамаиль».

Преподаватели живописи, рисунка, композиции и скульптуры МАУ ДО
Детская художественная школа №1, г Набережные Челны, а так же их
учащиеся. Мастеркласс «Живопись на стекле в технике «шамаиль»,в
рамках проекта «Традиции и современность».

Мои работы на стекле: «Аятель курси», «Алтын табын»

Список литературы:

1. Шарифуллина Ч.И. Красота. // Журнал «Майдан». – 2020. – №5 –С. 136 –
140.
2. Муратова Э.С. Декоративная композиция в детской художественной
школе. / Использование техники «Шамаиль».// Сборник по итогам научно-
практического семинара в рамках Х открытого республианского Арт-фестиваля
по изобразительному и дизайнерскому искусству «Инновации и традиции: теория
и практика». – 2018. – С. 81 – 33.
Дополнительное образование