Публикации педагогов

СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ.

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ

СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ

РАБОТЫ С ГЛИНОЙ.

Михеева Юлия Анатольевна
Преподаватель
МБУ ДО «ДХШ №1» г.Черногорск

Аннотация: в статье рассмотрена взаимосвязь эстетического и
эмоционального восприятия у детей. Глина представлена как проводник в мир
чувств и инструмент для выражения внутреннего «Я». А процесс создания
керамических изделий указан как способ перевода внутренних конфликтов в
творческое русло, эмоциональной разрядки и обретения внутренней гармонии.
Ключевые слова: керамика, стабилизация состояния, эмоциональное развитие,
глина, ребенок, творческая деятельность, эстетика.
Всестороннее развитие ребенка является сподвижником в выявлении
значимых путей его будущего. Для этого дети погружаются во множественные
сферы деятельности, находясь в постоянном состоянии изучения и познания
окружающего мира и самого себя. В таком случае обязательным в списке
занятий должно быть то, что даст упор на творческую составляющую.
Творчество – это фундаментальный аспект развития ребенка, играющий
ключевую роль в формировании его личности, интеллекта и эмоционального
благополучия. Оно охватывает все сферы жизни и играет важную роль на всех
этапах детства и взросления. Стимулируя творческие способности у детей, мы
даем им мощный инструмент для преодоления трудностей, которые оседают на
хрупкие плечи в процессе самых повседневных событий. Чтобы облегчить
тягостное состояние и повысить стрессоустойчивость, ребенку необходимо
научится видеть эстетику этого мира. Встреча с прекрасным вызывает
эмоциональный отклик, учит распознавать и выражать свои чувства. В свою

очередь стабилизация и развитие эмоционального состояния ребенка важны для
формирования гармоничной личности. Особенно поддаются эмоциональным
вызовам одаренные дети — «дети, которые значительно опережают своих
сверстников в какой-либо области, демонстрируя выдающиеся специальные
способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).[1]
Если смотреть с точки зрения того, что «до уровня одаренности можно
развить любого ребенка с небольшими задатками», то нас уже окружает
огромное количество одаренных детей. Достаточно правильно ориентировать
их в будущей профессии.
Но если придерживаться мнения о том, что «одаренность — уникальное
явление», первое что необходимо - это не упустить шанс направить талант
ребенка в нужное русло.
«Одаренность — это качественно своеобразное сочетание способностей,
от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в
выполнении той или другой деятельности.»[4]
Какими бы не были дети талантливыми или одаренными, они в первую
очередь остаются просто детьми. В зависимости от условий жизни окружающая
среда может оказывать на них как положительный, так и отрицательный
эффект. Как и у взрослых у детей есть свои трудности и переживания, с
которыми им бывает нелегко справиться. Не найдя способа вырваться из этих
условий, ребенку становится сложно применять свой талант в полную силу.
Поэтому просто необходима такая творческая деятельность, которая сможет
упорядочить мысли, отвлечь от мелких повседневных неприятностей и найти
выход из сложной жизненной ситуации. Такой деятельностью станет
пластическое творчество, а точнее лепка из глины и гончарное искусство.
Пластическое искусство является одним из самых рациональных
способов развития творческой стороны человека, с которого стоит начинать
воспитание. Его суть состоит в том, что ребенок учится лепить определенные
предметы из глины. Это та творческая деятельность, которая постепенно
научит детей ценить, любить и впоследствии уважать окружающие предметы.

Ведь не зря во многих мифах и легендах народов мира образ Творца
неразрывно связан с актом творения из глины.
Полезно начать заниматься лепкой из глины уже в 5 лет, так как его пальчики
уже достаточно окрепли для работы с таким материалом.[3]
Во время работы с глиной у ребенка развивается мелкая моторика рук,
происходит приобретение сенсорного опыта. В процессе создания поделки
используются сразу обе руки, в этот момент пальцы соприкасаются с новым
материалом, от чего улучшается активность мозговой деятельности.
Использовать можно любой из способов лепки. А это: конструктивный -
когда предмет создается из отдельных частей; пластический - когда все части
вытягиваются из одного куска глины.[2] При этом не стоит забывать, что лепка
– одно из средств эстетического воспитания, поэтому образцы должны
отображать только красивые стороны творчества, например, таким образцом
может быть народная керамическая игрушка. Лепка, как и любой другой вид
изобразительного искусства, отражает в работах действительность и
впечатления ребенка от окружающего мира.
Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и
уроками по развитию речи. Для этого в процессе работы стоит попросить
ребенка рассказать о своих действиях: что он собирается вылепить, какой будет
формы и величины его изделие, как он потом собирается его расписать. Такая
беседа поможет ребенку усвоить много новых слов. А так же посредством
продумывания формы, строения, цвета, величины, расположения в
пространстве предмета, происходит развитие основных компонентов
эстетического чувства.
Стоит предлагать детям коллективные работы, которые будут
способствовать взаимодействию друг с другом, правильному выражению своих
мыслей, объяснению задуманного. Помимо этого, такая деятельность
благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе
очень важно для будущего человека.

Как и взрослому человеку, ребенку хочется забыть о своих проблемах,
снять стресс, погрузиться в атмосферу спокойствия. Психологи утверждают,
что удовлетворить все эти желания поможет работа на гончарном круге.
Гончарное дело является народным искусством, которое объединяет в
себе прошлое, настоящее и будущее. Лепка горшка, как олицетворения
домашнего очага, считается прекрасной ступенью для развития ребенка. Таким
образом, перейдя от простой лепки к изготовлению сосудов, дети могут
проявить свои творческие и индивидуальные стороны. Процесс работы
настолько нуждается в полной отдаче, что не позволит ребенку отвлечься на
ненужные мысли, вследствие чего спокойствие и уравновешенность придут
сами собой.
Учить детей пользоваться гончарным кругом можно в возрасте пяти-
шести лет. В этот период уже пора начинать вырабатывать усидчивость,
аккуратность, сосредоточенность, возникающие благодаря необычному
процессу лепки. Гончарное дело как все виды пластического искусства
развивает пространственное и образное мышление.
Занятия на гончарном круге требуют быстрой реакции как творческой,
так и физической, что помогает вырабатывать в ребенке определенные
качества характера. А для создания такой реакции необходимы регулярные
занятия, много упорства, терпения, фантазия, ведь из пластичного материала
можно творить без ограничений.
В конце занятия необходимо, чтобы ребенок сам убирал свое рабочее
место. Это послужит формированию навыков самообслуживания, которыми он
будет пользоваться в течение всей жизни.
Иногда дети эмоционально тяжело переносят длительную трудовую
деятельность, поэтому после завершения работы обязателен общий просмотр
полученных изделий. Это позволит вызвать у маленьких создателей множество
позитивных всплесков, от чего потраченные усилия не покажутся напрасными.
Особенное восхищение производят утилитарные изделия. Факт того, что
предмет, созданный своими руками, можно использовать в быту, кажется

особенным. Детское изделие после обжига и глазурования становится по своим
свойствам схожим с фабричной продукцией, однако отличается
оригинальностью, что вызывает восхищение у зрителей.
Как пример можно взять создание горшочка под цветы. Удовольствие от
процесса лепки будет естественно угасать с завершением работы. Однако
после длительного труда последует продолжение в виде посадки выбранного
растения, уход и полив за которым вызовет у ребенка гордость. Своей
уникальностью керамический горшок постоянно будет притягивать внимание
своего создателя, разжигая чувство привязанности к изделию и посаженному в
него ростку. Таким образом, интерес к занятиям с глиной будет возрастать
прямо пропорционально вызванным положительным эмоциям. Ко всему
прочему перед созданием любой керамической работы обязателен этап
эскизирования, на котором идея ребенка будет скорректирована по
соответствующим правилам и законам гармонии. Этот процесс позволит детям
более серьезно подойти к делу, способствовать воспитанию в себе чувства
эстетики и осознать, что красота тоже живет по определенным законам.
Таким образом, работа с глиной поможет формированию многих
волевых, личностных качеств ребенка, эмоционального интеллекта и
эстетического восприятия. Психотерапевтическая направленность работы не
дадут таланту угаснуть, а придадут сил для любой деятельности, в том числе и
творческой.

Список литературы

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.
М., 2002. С. 178
2. Долорес РосКерамика: Техника. Приемы. Изделия. /Пер. с нем. Ю. О.
Бем.  М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.  144 с.
3. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову -
Москва: РИПОЛ классик,2010.- 254с.
4. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных
различий.- М, 1961, с.9-20.
Педагогические статьи