Публикации педагогов

Методическая разработка урока

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
Методическая разработка урока по теме:

« Знакомство с традиционным орнаментом народов Ханты и Манси через

аппликацию»

Урок для учащихся средней общеобразовательной школы и учащихся ДШИ

Преп. ДШИ Пятаченко Д.А.
ХМАО-Югра пос. Талинка

Цель урока:
 Обучающая:
формировать понятия об орнаменте, его элементах, законах его организации (симметрия,
ритм, цвет), изготовление орнамента в технике аппликация, знакомство с
цветообразованием у народов Севера:
 Развивающая:
развивать творческие способности учащихся и интерес к прикладному искусству Севера;
развивать моторику рук.
 Воспитательная:
Воспитывать аккуратность, внимательность.
Тип урока:
Комбинированный урок
Оборудование:
1. Альбом, ножницы, клей, цветная бумага,
2. Инструкционная карта.
3. Демонстрационный материал: плакат с видами орнаментов, куклы
Ход урока:
1. Организационный момент:
Задачи:
1. Обеспечить комфортную обстановку для работы на занятии.
2. Психологически подготовить учащихся к общению.
-приветствие учащихся
- проверка подготовленности учащихся к уроку
- организация внимания
2. Создание учебной ситуации
Задачи:

1.Проверить знания учащuxся по данной теме.
2.Дополнить и уточнить знания ребят об орнаменте.
З. Познакомить с особенностью цветообразования народов Севера.
Повторение пройденного материала:
 -с чем познакомились мы с вами на прошлом уроке?
(с видами традиционных кукол народов ханты и манси и орнаментом)
 -какие куклы вы знаете?
(кукла акань и кукла пакы)
 -назовите виды орнамента
(«щучьи зубы», « заячьи ушки», «головки»)
 -почему эти орнаменты имеют такие названия? Откуда их взяли?
(эти названия взяты из природы, по своей форме они напоминают зубы щуки, ушки
зайчика и головки жuвотных).
 А для чего нужен орнамент людям?
(чтобы украшать вещи, посуду, обувь и т. д., чтобы выглядело все нарядно и красиво).
 Где можно встретить орнамент? В каких изделиях, из какого материала?
(в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости)
 Можно ли изменять орнамент и почему?
(орнамент нельзя изменять, считалось что это может принести несчастье в дом).
-Давайте внимательно рассмотрим одежду кукол. Посмотрите на орнамент, который
украшает одежду. Вы с ним знакомы. В жизни любого народа красота и польза всегда
рядом. Вещи и предметы должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.
Вырезать орнамент из ткани, нашить его на платье или рубашку, украсить им обувь,
посуду - все это требует большого мастерства. Обучая девочек делать для себя кукол,
старшие приучали детей к шитью, к терпению, аккуратности, передавали им свои секреты
мастерства, передавали им знания, которых не было в книгах. Дети с детства знали
огромное количество названий разного орнамента, его предназначение, соотношение
цвета - всему этому они учились через игру. Каждая девочка хотела, чтобы ее кукла была
лучше, наряднее и красивее. В своей работе старались выразить себя, свои чувства, свою
смекалку, вкус. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал - в этом человек
проявляет свое
творчество.
Орнамент- это узор, построенный на чередовании какого либо элемента или
нескольких элементов.
Различают следующие виды орнамента:

 геометрический,
 растительный,
 зооморфный,
 aнтpопоморфный.

По характеру композиции можно выделить несколько типов орнамента:

 ленточный,
 орнамент в круге,
 в квадратной или прямоугольной фигуре,
 сетчатый.

Наш орнамент симметричный т.е. по отношению к центру левая половина такая же
как правая. Орнамент можно нарисовать, написать красками, вырезать из ткани, из
бересты, из кожи, меха и т.д. Большое значение при изготовлении одежды придавали
цвету, особенно одежде праздничной. Для мансийского платья достаточно выбрать один
цвет полосок, например, желтый или розовый на красном фоне. На синем фоне можно
выполнить чередование белых и красных полосок.
Ознакомление с новым материалом.
Знакомство с цветообразованием у народов Севера.
Ханты - одни из немногих, которые придавали цветy психологическую силу, они
рассуждали о цвете как о части природы, части человека. Из предложенной хантам р.
Юган цветовой шкалы, состоящей из шестнадцати oттeнкoв различного цвета, ими были
названы только четырe цвета - «нэви» - белый, «ныэтэ» - черный, «виртэ» - красный,
«востэ» - синий. Остальные цвета ими не были выделены, и складывалось впечатление,
что их не знают или для них они не существуют, так, темно-фиолетовый можно назвать
«соком черники», «маленький глухарь» ассоциируется со светло-коричневым цветом.
Откуда же брали краски старые мастера? Синюю краску для тонирования рыбьей кожи
умели извлекать из лепестков синеглазки или лазорника. Этот цветок из семейства
коммелиновых и сегодня растет в огородах и в лесу. Кожу натирали лепестками
лазорника, и краску уже ни чем нельзя было смыть.
Существовал и другой способ. Лепестки цветов складывали в какую-нибудь посуду, им
давали выстояться несколько дней, пока не появитcя сок. Это и была краска.
Красная краска добывалась из сосновой коры, выпаренной в воде, а так же из красных
камней, которых было немало в реках по берегам. Ягодой клюквы тоже окрашивали
белую ткань в красный цвет. Сок голубики дает оттенок красномелового цвета. Черная
краска получается из сажи, растертой с толченой икрой, черный цвет дают и ягоды
черемухи.
Коричневую краску для тканей и ниток делали из коры старой лиственницы. Кору
кипятили; оттенок краски, его интенсивность зависели от времени кипения. В этой краске
вываривали ткань и нитки.
Желтую краску можно получить, если развести водой желтые гнилушки, сухие как мука,
которые можно собрать с деревьев.

Символ цвета.
Белый цвет у хантов символизирует добро, удачу, общее благополучие. Его связывают с
небесным богом Торумом - белым, добрым старцем. На небе растет белый березовый лес,
береза белая, на нее в знак благодарности вешали приношения.
У Васюганских xaнты белый, священный цвет имеют птицы и животные:
горностай и медведь.
Черный цвет у всех народов, как и у xaнты ассоциируется с болезнями,
смертями, подземным миром, страхом. Хантыйский бог подземного царства «кынь-ик»,
он любит все черное, и поэтому подвешивались куски ткани черного цвета и на его
любимом траурном дереве пиxта. Белый и черный цвет применялся и при изготовлении
шаманского убора, одежды.
Итог:
-Что такое орнамент? (орнамент это чередование одного или нескольких элементов)
- Назовите виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный,
aнтpопоморфный).
- Какие типы орнамента вы знаете? (ленточный орнамент, сетчатый, орнамент в круге,
орнамент в прямоугольной или квадратной фигуре)
-Назовите наиболее популярные цвета у народов Севера (красный, синий, желтый,
белый).
-Что символизирует белый и черный цвет? (белый - добро, удачу, благополучие; черный -
болезни, страх, смерть).
3.Практическая деятельность учащихся.
Задачи:
1. Повторить правила безопасного обращения с ножницами.
2. Формировать умение правильно строить орнамент в полосе
3. Формировать умение внимательно работать с инструкционной картой.
Беседа по технике безопасности при работе с ножницами.
Индивидуальная работа с учащuмися.
Задание:
Вырезать традиционный орнамент из бумаги, приклеить его на цветной фон и правильно
распределить образцы по альбомному листу.
Работа по инструкционной карте.
Разработка критериев оценивания выполненных работ.
«5»- за соблюдение всех требований к работе
«4» - с одним нарушением
«3» - с двумя нарушениями
Требования к работе:
- равновесие, соразмерность;
-удачное сочетание цвета;
-рaвномерное распределение образцов на альбомном листе;
-умение работать контуром, владение ножницами, материалом;

-аккуратность, не должно быть помарок от клея.
4.Экспресс-выставка.
5.3акрепление нового материала
Фронтальный опрос:
-С чем сегодня на уроке мы с вами познакомились? (с видами и типами орнамента, с
основными цветами и их символом)
-Какие виды орнамента вы знаете? (геометрический, растительный, зооморфный,
антропоморфный).
-Где применяется орнамент? (в оформлении одежды, обуви, посуды и т. д.).
-Можно ли изменять орнамент и почему? (нельзя, потому что люди верили, что
может произойти несчастье)
Итоги урока:
1. Чему мы учились на уроке? (мы учились вырезать ленточный орнамент)
2. Что больше всего понравилось? (ответы детей)
- Спасибо за урок.
,Домашнее задание: принести цветную бумагу, ножницы, клей, заготовки орнамента
разного цвета, альбом.
Оценка выполненных работ, отбор лучших работ.
Уборка рабочих мест.

ТРАДИЦИОННЫЕ ОРНАМЕНТЫ

ХАНТОВ И МАНСИ

•«заячьи ушки»

•«болотные кочки»

•«треугольники»

•«змейка»

•«головки»

Орнамент в быту

Орнамент в берестяных изделиях

Литература:

Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов
учебное пособие.- Йошкар-Ола, 2000
Королева Н.С. Народное искусство хантов и манси. Традиционное искусство и
современные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. 1981
Кудрявцев В.Т. Решетникова Р.Г. Ребенок и декоративно-прикладное искусство
обских угров. Москва: изд. Икар, 2003
Новикова Н. Таинство куклы Северные просторы 1995 №6
Дополнительное образование