Публикации педагогов

Занятие по живописи. «Цветовые контрасты.»

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
Цветовой круг Йоханнеса Иттена из книги «Искусство цвета»

Контраст — это противопоставление
цветов друг другу. С помощью них
можно выстроить композицию и
визуальную иерархию изображения,
— решить, на что зритель обратит
внимание в первую очередь:
расставить акценты, одни предметы
визуально приблизить, а другие
отодвинуть.
Обычно работа над контрастами
начинается с любой пары
дополнительных цветов —
на цветовом круге они лежат
напротив друг друга.
Получаются устойчивые пары:
синий — оранжевый, красный —
зеленый, желтый — фиолетовый. Они
и образуют самые сильные
контрасты.

1. Контраст дополнительных цветов

2 цвета являются дополнительными, если их пигменты при смешивании дают

серый цвет. Каждый цвет имеет лишь один дополнительный.

С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые

серые цвета.

Пример контраста дополнительных цветов

Поль Сезанн «Гора Сен-Виктор»

Пример контраста дополнительных цветов

Царь Соломон, встречающий царицу Савскую

Пример контраста дополнительных цветов

Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена

2. Контраст темного и светлого

В этой композиции взят только зеленый цвет, который максимально затемняется и
максимально выбеляется. Для среднего тона зеленый смешан с серым.
Один цвет максимально выбеляется, другой — максимально затемняется. Третий

цвет — где-то между ними по светлоте.

Глядя на такую композицию, мы видим контраст тёмного и светлого, а изначальные
цвета были оранжевый и сини. В этой композиции мы видим прежде всего контраст

тёмного и светлого, а не оранжевого и синего.

Пример контраста светлого и темного

Эффект светлотного контраста: при первом взгляде на изображение
мы замечаем только светлый знак на темном фоне. Все тени сближены
по цвету и максимально затемнены: стены в тени не бежевые,
а синеватые, стул не красный, а фиолетовый. А пятна света, наоборот,

высветлены.
Холлис Данлэп

Пример контраста светлого и темного

Рембрандт
«Мужчина в золотом шлеме»

Пример контраста светлого и темного

Рембрандт «Ночной дозор»

Пример контраста светлого и темного

Франсиско Сурбаран «Лимоны, апельсины и розы»

3. Контраст холодного и теплого

Все цвета доводятся с помощью белил до близкой светлоты,
сохраняя максимально возможную насыщенность. Если это
получается сделать правильно, цвета и вся композиция

начинают «светиться».

Пример контраста теплого и холодного

Марк Харрис

В упражнениях с контрастом холодного и тёплого полностью исключается
контраст светлого и тёмного, и все цвета, входящие в композицию, должны
быть одинаково светлыми или одинаково тёмными. Эти модуляции могут
быть выполнены на любом тональном уровне, но наиболее благоприятное

условие - это средняя светлота тонов.

Пример контраста теплого и холодного

Оска́р Кло́д Моне́- Впечатление. Восходящее солнце

Пример контраста теплого и холодного

Claude Monet - Lavacourt: Sunshine and Snow

Пример контраста теплого и холодного

Пикассо «Девочка на шаре»

Пример контраста теплого и холодного

Pierre-Auguste Renoir

Пример контраста теплого и холодного

Маттиас Грюневальд - "Хор ангелов" в Изенхеймском алтаре

4. Контраст по цвету

Контраст по цвету ( цвет к цвету) это сочетание любых чистых цветов в их

предельной насыщенности.

Для создания контраста по цвету нужно, по крайней мере, три чистых и
достаточно удаленных друг от друга цвета. Самый простой и яркий
контраст. Каждый из цветов берётся в полную силу яркости.

Контраст по цвету сразу
создает мощное впечатление.
Не заметить такую композицию
невозможно, но долго на нее
смотреть тяжело.

Пример контраста по цвету

Александр Родченко

Пример контраста по цвету

"Прогулка в майский
день" из "Богатейшего
часослова герцога
Беррийского" Поля
Лимбурга

Пример контраста по цвету

Матисс

Франц Марк

Пример контраста по цвету

"Композиция 1928" Пита Мондриана

5. Симультанный контраст

Симультанный контраст – явление, при котором наш глаз при восприятии
какого-либо цвета требует появления его дополнительного цвета, и если
такового нет, то порождает его сам. Симультанно порожденные цвета

возникают как ощущение и объективно не существуют.

Опыт: в каждый из 6 квадратов, окрашенных в чистые цвета, помещено по
маленькому квадрату нейтрального серого цвета. Каждый из этих серых
квадратов начинает приобретать оттенок цвета дополнительного к
основному цвету большого квадрата. Симультанное действие тем сильнее,

чем активнее основной цвет.

Симультанный — значит, одновременный. Это эффект нашего
восприятия, когда серый на фоне большой площади насыщенного
цвета приобретает качество дополнительного цвета. На фоне
оранжевого нейтральный серый кажется голубоватым, а на фоне

зеленого — розоватым.
5. Симультанный контраст

Пример симультанного контраста

Здесь нейтральный серый светится желтоватым на фоне

фиолетового.

Пример симультанного контраста

"Ночное кафе", Ван Гог
Синий рядом с желтым
приобретает
фиолетовый оттенок

Пример симультанного контраста

Эль Греко, "Срывание одежд с Христа"
Синий рядом с красным
зеленеет, а красный на фоне
синеватых оттенков становится
более оранжевым

6. Контраст по насыщенности

Контраст между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми,

приглушенными. Помогает сделать акцент в композиции, а еще создать нужное
состояние, атмосферу. Один цвет берётся в полную насыщенность, другие —
с сильно пониженной насыщенностью. Для этого к ним добавляют белый,
черный или дополнительный: красный приглушают зеленым, оранжевый —

синим, желтый — фиолетовым.

Пример контраста по насыщеннсти

Насыщенность красного
постепенно понижается
и получается эффект, как будто
кувшинки уходят под темную воду.
Если мы хотим добиться
выразительности всей
композиции, то блеклые цвета
должны быть составлены на
цветовой основе насыщенных, то
есть чистый красный должен
контрастировать с блеклым
красным, чистый синий – с
блеклым синим. Но нельзя
использовать чистый красный
рядом с блеклым синим или
чистый зеленый рядом с блеклым
красным. Иначе контраст по
насыщенности будет заглушен
другими контрастами.

Пример контраста по насыщеннсти

Жорж де ла Тур, "Новорожденный"

Пример контраста по насыщеннсти

Поль Клее, "Волшебная рыба"

Пример контраста по насыщеннсти

Тинторетто, "Славянка"

Пример контраста по насыщеннсти

Матисс

7. Контраст по площади цветовых пятен

Противопоставление между «много» и «мало», «большой» и

«маленький».

Силу воздействия цвета определяют два фактора: светлота цвета и

размер цветового пятна.

Пример контраста по площади цветовых пятен

Брейгель, "Падение Икара" (на сине-зелено-коричневатом фоне яркое

оранжевое пятно воротника и рукава)
Презентации