СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
«Развитие творческого потенциала воспитанников 3 –го года обучения в
объединении спортивно-эстрадного танца»
Введение
Одной из составляющих личностного потенциала является творческий
потенциал. Существует множество различных определений понятия
творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее
определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто
качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и
общественно-исторической уникальностью.
Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца -
субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П.
Хилла, «творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного,
оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были
известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность
творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и
формировании на его основе новых комбинаций. Потенциал (от лат. - сила) -
в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники,
имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть
мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения
определенной цели.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное
понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-
личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие
собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать
(улучшить). Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий
потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в
конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное
образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный,
операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты,
отражающие совокупность личностных качеств и способностей,
психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для
достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может
употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность».
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной
стороне, но и в самом процессе творчества.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение
предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий,
позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как
люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым
нормам, что часто приводит к протесту против требований общества. Таким
образом, задача формирования творческого потенциала личности на
различных этапах функционирования системы образования является
своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку.
Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом
деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и
расцвета его одаренности.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый
исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается
чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через
фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к
сердцу ребенка». Творческая деятельность воспитанников не может выйти за
предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность
формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от
умения педагогов организовывать ее.
Одним из главных педагогических требований к творческой
деятельности детей является учет возрастных особенностей обучающихся.
Возрастные особенности - это наиболее характерные для каждого
возрастного периода обучающихся, особенности их физического,
психического и социального развития.
В том случае, если не будут учитываться особенности развития психики
детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для
достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности,
ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновении
проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Однако нам
педагогам необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное,
помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно,
чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания,
но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь
настоящей творческой личностью.
В процессе развития творческого потенциала желательно в
максимальной степени опираться на положительные эмоции обучающихся
(удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные
эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от
знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют
деятельность человека.
А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь
ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит,
сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Вся моя работа в объединении «Спортивно-эстрадного танца»
направлена на создание условий для развития творческих способностей
обучающихся. Образовательный процесс – это система взаимодействий
педагога с детьми, выстроенная в адекватных организационных формах,
направленных на выявление и развитие потенциала каждого обучающегося.
В соответствие с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией
системы дополнительного образования детей является реализация
образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения
образовательных потребностей населения.
Образовательный процесс объединения «Спортивно-эстрадный танец»
студии «Грация» - это оригинальная модель взаимодействия и
сотрудничества (совместимости педагогической деятельности и
саморазвития ребенка), реализуемый на основе образовательной программы.
Педагогическое кредо программы моего объединения – разбудить в
каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и
удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию
принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем
базовой подготовки, что обязывает меня как педагога учитывать
индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к
каждому ребёнку.
Занятия танцами – лучшее средство для снятия стресса, поднятия
настроения. В программе так же много времени уделяется на развитие
артистизма у детей, каждый ребенок становится на время актером, творчески
осмысливающим происходящее. Артистизм - как важный элемент в
исполнении танцев. Исполнительское искусство танцора заключается не
только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли
танца, выразительности и артистичности исполнения. Главным и основным
показателем артистизма является лицо. Для того чтобы удерживать долго то
или иное выражение лица, необходима тренировка мышц. В сценическом
варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя,
находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно
быть ярче, выразительнее, гротескнее. Здесь в помощь вступает также
искусство грима. Ярким, красивым выражением лица детей нужно научить -
это опять тренировка. Значит, логически мы подошли к выводу, что тренинг
лица необходим. Этим, в частности, тоже будет заниматься данная
программа. Артистизм – это несомненное проявление творческого начала
человека. Хотя эта черта нужна не только людям искусства, актерам,
танцорам и певцам. Проявление артистизма всегда помогает в обыденной
жизни, в бизнесе, в личной жизни. Артистизм – это искусство
перевоплощаться, когда того требует ситуация. Артистизм – это умение
надеть маску и соответствовать выбранной роли. Артистизм – это умение
перевоплощаться как внешне, так и внутренне, не изменяя самому себе.
Артистизм – это умение стать другим - на сцене, в жизни – когда это требуют
обстоятельства. Артистическое исполнение классических, современных и
народных танцев придает им особую красоту и динамичность. Классические,
современные и народные танцы помогают обрести чувство ритма и грацию,
избавиться от многих комплексов и почувствовать себя уверенно и
комфортно в любом обществе. Особенно они подходят тем, у кого не хватает
терпения заниматься спортом.
На мой взгляд, танец, как ничто иное развивает воображение,
фантазию, творчество. Приведу примеры заданий, которые в целом
развивают творческий потенциал воспитанников объединения:
10 заданий:
…….
В том числе для привлечения к творчеству я стараюсь учитывать
многие факторы, которые развивают ребенка:
1. Интересы детей, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не
пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.
2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения
стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет,
импровизирует движения, чтобы создать интересный, характерный образ, он
решает истинно творческую задачу.
3. При выборе форм занятий, нужно учитывать то, что лучше всего может
увлечь детей, а именно выбирать те упражнения, где можно
пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и
такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую
разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество
особенно ярко проявляется в игровых занятиях.
4. Как в игровых занятиях, так и в обычных, нужно учитывать то, что
ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему
нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать,
намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.
В целом творчество – это потаенное совершенствование и прогресс в
любой деятельности. Творческий человек всегда чем-то увлечен. В
дальнейшем от творческих возможностей человека зависит его жизненный
уровень. Для нас неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни
нашим воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное – делать это
творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески
развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним будет
интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник объединения
найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии. Его переход к
самостоятельной жизни, несомненно облегчится.
Таким образом, творчески активная деятельность в процессе обучения
формирует у обучающихся ряд качеств, которые в конечном итоге
положительно скажутся на характере ребенка. Практика убеждает, что для
формирования богатого внутреннего мира обучающихся надо выбирать
такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности,
которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления
трудностей, развитие творческого мышления.
Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут стать
творческими личностями, но творческое отношение к любому делу,
использование элементов творчества в работе под силу и необходимо
каждому.
«Развитие творческого потенциала воспитанников 3 –го года обучения в
объединении спортивно-эстрадного танца»
Введение
Одной из составляющих личностного потенциала является творческий
потенциал. Существует множество различных определений понятия
творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее
определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто
качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и
общественно-исторической уникальностью.
Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца -
субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П.
Хилла, «творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного,
оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были
известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность
творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и
формировании на его основе новых комбинаций. Потенциал (от лат. - сила) -
в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники,
имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть
мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения
определенной цели.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное
понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-
личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие
собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать
(улучшить). Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий
потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в
конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное
образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный,
операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты,
отражающие совокупность личностных качеств и способностей,
психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для
достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может
употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность».
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной
стороне, но и в самом процессе творчества.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение
предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий,
позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как
люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым
нормам, что часто приводит к протесту против требований общества. Таким
образом, задача формирования творческого потенциала личности на
различных этапах функционирования системы образования является
своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку.
Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом
деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и
расцвета его одаренности.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый
исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается
чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через
фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к
сердцу ребенка». Творческая деятельность воспитанников не может выйти за
предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность
формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от
умения педагогов организовывать ее.
Одним из главных педагогических требований к творческой
деятельности детей является учет возрастных особенностей обучающихся.
Возрастные особенности - это наиболее характерные для каждого
возрастного периода обучающихся, особенности их физического,
психического и социального развития.
В том случае, если не будут учитываться особенности развития психики
детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для
достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности,
ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновении
проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Однако нам
педагогам необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное,
помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно,
чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания,
но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь
настоящей творческой личностью.
В процессе развития творческого потенциала желательно в
максимальной степени опираться на положительные эмоции обучающихся
(удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные
эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от
знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют
деятельность человека.
А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь
ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит,
сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Вся моя работа в объединении «Спортивно-эстрадного танца»
направлена на создание условий для развития творческих способностей
обучающихся. Образовательный процесс – это система взаимодействий
педагога с детьми, выстроенная в адекватных организационных формах,
направленных на выявление и развитие потенциала каждого обучающегося.
В соответствие с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией
системы дополнительного образования детей является реализация
образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения
образовательных потребностей населения.
Образовательный процесс объединения «Спортивно-эстрадный танец»
студии «Грация» - это оригинальная модель взаимодействия и
сотрудничества (совместимости педагогической деятельности и
саморазвития ребенка), реализуемый на основе образовательной программы.
Педагогическое кредо программы моего объединения – разбудить в
каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и
удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию
принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем
базовой подготовки, что обязывает меня как педагога учитывать
индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к
каждому ребёнку.
Занятия танцами – лучшее средство для снятия стресса, поднятия
настроения. В программе так же много времени уделяется на развитие
артистизма у детей, каждый ребенок становится на время актером, творчески
осмысливающим происходящее. Артистизм - как важный элемент в
исполнении танцев. Исполнительское искусство танцора заключается не
только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли
танца, выразительности и артистичности исполнения. Главным и основным
показателем артистизма является лицо. Для того чтобы удерживать долго то
или иное выражение лица, необходима тренировка мышц. В сценическом
варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя,
находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно
быть ярче, выразительнее, гротескнее. Здесь в помощь вступает также
искусство грима. Ярким, красивым выражением лица детей нужно научить -
это опять тренировка. Значит, логически мы подошли к выводу, что тренинг
лица необходим. Этим, в частности, тоже будет заниматься данная
программа. Артистизм – это несомненное проявление творческого начала
человека. Хотя эта черта нужна не только людям искусства, актерам,
танцорам и певцам. Проявление артистизма всегда помогает в обыденной
жизни, в бизнесе, в личной жизни. Артистизм – это искусство
перевоплощаться, когда того требует ситуация. Артистизм – это умение
надеть маску и соответствовать выбранной роли. Артистизм – это умение
перевоплощаться как внешне, так и внутренне, не изменяя самому себе.
Артистизм – это умение стать другим - на сцене, в жизни – когда это требуют
обстоятельства. Артистическое исполнение классических, современных и
народных танцев придает им особую красоту и динамичность. Классические,
современные и народные танцы помогают обрести чувство ритма и грацию,
избавиться от многих комплексов и почувствовать себя уверенно и
комфортно в любом обществе. Особенно они подходят тем, у кого не хватает
терпения заниматься спортом.
На мой взгляд, танец, как ничто иное развивает воображение,
фантазию, творчество. Приведу примеры заданий, которые в целом
развивают творческий потенциал воспитанников объединения:
10 заданий:
…….
В том числе для привлечения к творчеству я стараюсь учитывать
многие факторы, которые развивают ребенка:
1. Интересы детей, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не
пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.
2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения
стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет,
импровизирует движения, чтобы создать интересный, характерный образ, он
решает истинно творческую задачу.
3. При выборе форм занятий, нужно учитывать то, что лучше всего может
увлечь детей, а именно выбирать те упражнения, где можно
пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и
такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую
разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество
особенно ярко проявляется в игровых занятиях.
4. Как в игровых занятиях, так и в обычных, нужно учитывать то, что
ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему
нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать,
намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.
В целом творчество – это потаенное совершенствование и прогресс в
любой деятельности. Творческий человек всегда чем-то увлечен. В
дальнейшем от творческих возможностей человека зависит его жизненный
уровень. Для нас неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни
нашим воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное – делать это
творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески
развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним будет
интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник объединения
найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии. Его переход к
самостоятельной жизни, несомненно облегчится.
Таким образом, творчески активная деятельность в процессе обучения
формирует у обучающихся ряд качеств, которые в конечном итоге
положительно скажутся на характере ребенка. Практика убеждает, что для
формирования богатого внутреннего мира обучающихся надо выбирать
такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности,
которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления
трудностей, развитие творческого мышления.
Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут стать
творческими личностями, но творческое отношение к любому делу,
использование элементов творчества в работе под силу и необходимо
каждому.