Публикации педагогов

Доклад по дизайну

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа № 1 им. Л.А. Горды»

ДОКЛАД
на тему:

«Современные инновационные технологии в образовательном

процессе направления «Дизайн»
в художественной школе».

Выполнила:
Преподаватель
Рябова Ольга Анатольевна

г.Сургут г. 2024

Основным приоритетом и ценностью в нашей стране всегда считалось получение
качественного образования. В настоящее время наблюдается широкий потенциал
человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а
модернизирует свои достижения, ориентируясь на современные подходы применяемые в
процессе учебной деятельности.
Иннова́ция, нововведе́ние – внедрённое или внедряемое новшество,
обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества
продукции, востребованное рынком.
Современные технологии – это совокупность инструментов, методов, процессов и
знаний, используемых для создания, разработки и улучшения продуктов, услуг и систем.
Они охватывают такие области, как информационные технологии, биотехнологии,
энергетика, медицина, транспорт, производство и многое другое.
Инновационные технологии в образовании – это некий механизм, при помощи
которого задействованы новые средства и способы образовательной системы,
воплощаемые в реальном мире. Сейчас у многих на слуху такие понятия, как
«интерактивные технологии и методы», «инновации», «мультимедийные учебные
материалы» и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с
другой стороны имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная
профессиональная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным
требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами,
проекторами, то есть информационными ресурсами.

Современные инновационные технологии XXI века

В последнее десятилетие XX века цифровые технологии и глобальная сеть интернет
привели к технологическим прорывам, в результате которых мировое пространство
ощутило зарождение новых технологий XXI века, ворвавшихся во многие сферы которые
уже сейчас меняют нашу реальность такие как:
• Искусственный интеллект – позволяет компьютерам обучаться на большом
количестве данных и делать прогнозы и рекомендации на основе этих данных.
• Робототехника – позволяет создавать роботов, которые могут выполнять задачи,
для которых требуется высокая точность и скорость.
• Квантовые вычисления – технология, которая использует квантовую механику
для обработки информации.
• Криптовалюта – разновидность цифровой валюты, в цифровой или виртуальной
форме, учёт внутренних расчётных единиц которой обеспечивает
децентрализованная платёжная система, работающая в полностью автоматическом
режиме.
• Беспилотные летательные аппараты – (Дроны), которые могут использоваться
для различных задач
• Электромобили – изучение, что делает автомобили более экологически чистыми и
эффективными в использовании топлива.

• 3D-печать – изучение технологии, которая позволяет создавать физические
объекты, используя компьютерные модели и специальные материалы.
• Виртуальная и дополненная реальность – изучение дополненной
реальности (AR) которая предназначена для добавления цифровых элементов к
объектам из реального мира, при этом взаимодействие с ними
ограничено. Изучение виртуальной реальности (VR) иммерсивных функций,
которые позволяют работать в виртуальном мире с помощью специальной
гарнитуры и наушников.
• Нейросети - математическая модель, работающая по принципам нервной системы
живых организмов. Ее основное назначение — решать интеллектуальные задачи.
То есть те, в которых нет изначально заданного алгоритма действий и
спрогнозированного результата. Главной особенностью нейросетей является
способность к обучению. Они могут обучаться как под управлением человека, так
и самостоятельно, применяя полученный ранее опыт.

Современный дизайн сегодня – трансформация индустрии
Глобальные процессы в мире требуют осмысления дальнейшего развития дизайна
как регулятора общественных отношений. Одним из направлений усиления роли дизайна
является развитие инновационных технологий в различных отраслях Для уменьшения
отставания необходимо направлять вектор развития в область производства.
«Дизайн» – понятие означающее «проектировщик», «рисовальщик» (слово
design переводится как «чертеж», «рисунок», «проект») служит международным
термином, который обозначает весь спектр деятельности по проектированию -
«художественному конструированию» эстетических свойств промышленных изделий.
От современных дизайнеров сегодня ожидание что уже на стадии презентации
будущего проекта помимо проектирования он обеспечит захватывающее визуальное
впечатление – в этом случае клиенту будет легче понять, какого результата можно
ожидать. И клиент может получить реальное представление о том, что именно и почему
он выбирает из нескольких вариантов дизайна. Хорошее визуальное воплощение идеи
дает преимущество конкурировать на рынке индустрии.

Развитие инновационных технологий в дизайне

Современный дизайн, будь то промышленный, графический, средовой или дизайн
костюма, самым прямым образом связан с техническим прогрессом, по-разному влияя на
разные социокультурные системы и виды дизайна. Сам эстетический образ и
непосредственное проектирование продукта – это увидеть этот образ будущего и устроить
комфортный, гармоничный и современный мир.
Как современные технологии трансформируют индустрию дизайна:
Дизайн как динамичный фактор развития, отражающий и вбирающий в себя все
инновации, порой определяющий ее стратегию, направлен на перспективное развитие
новых технологий, методов, приемов, стилей, концептуальных направлений в дизайне.
Большинство дизайнеров уделяют большое значение использованию
инновационных технологий в своих проектах, Постоянное развитие инновационных
технологий побуждает дизайнеров создавать инновационные формы, применять новые

методы при моделировании и проектировании своевременно создавать новую продукцию,
пользующуюся наибольшим спросом.

Современные технологии в разных направлениях дизайна
Развитие современных технологий в таких направлениях дизайна как:
Дизайн одежда будущего: инновационные технологии и методы моделирования и
проектирования, нетрадиционные материалы: оптоволокно, силикон, полимеры, – и в
целом удивительная фантазия дизайнеров модельеров предоставляют неограниченные
стилистические возможности для широкой деятельности, вследствие чего активно
используются ведущими дизайнерами, ну и конечно новые имена в индустрии:
 Живые скульптуры, архитектурные платья Ирис Ван Херпен;
 Интерактивные платья Юинг Гао;
 Платья на солнечных батареях Полины
 ван Донген;
 Платья с функцией touch screen Ольги Петровой-Джексон;
 Одежда-оригами Райана Ясина;
 Одежда, которая меняет цвет, Лорен Боукер.
Применение в больших обьемах в киноиндустрии.
Возможности инновационной технологии 3D-печати: аддитивные технологии
или 3D-печать — процесс создания объекта, в точности соответствующего трехмерной
модели, методом послойного нанесения материала. Эта инновация стала мировым
трендом. Главное достоинство технологии — ресурсосбережение. Потери полезного
вещества стремятся к нулю.
 Учебный макет Энди Женга и кристины Эроменок.
 Кллекция Hard Copy одежды Норы Равив с функцией touch screen (тачь скреен) и
Ольги Петровой-Джексон;
Touch Screen – это сенсорный экран, который позволяет взаимодействовать с
устройством с помощью касаний пальцем или стилусом.
 Стул GAUDI (БРАМ ГЕНЕН);
 Скульптура DSW Чарлза и Рэй Имзов из стульев
Применение в дизайне, искусстве, моде, архитектуре, медицине.
Искусство дизайна продолжает активно входить в современную жизнь.
 Дизайн проектирование сегодня – это индустрия, работающая на информатизацию
и эстетизацию нашего окружения.
 В сфере изобразительно-пространственных искусств дизайн не имеет никаких
границ. Он постоянно расширяет и укрепляет свои позиции.
 Графический дизайн (коммуникативный дизайн);
 Дизайн иллюстраций (книжная иллюстрация);
 Гейм дизайн;
 Промышленный дизайн;
 3D дизайн (моделирование), дизайн интерьера.
Современные инновационные технологии в образовательном процессе
Новые технологии в образовании продолжают изменять обучающую среду в России.
Учитывая быстрый темп развития цифровых технологий в образовательных учреждениях
и школах, они должны быть готовы к использованию новых инновационных технологий в
обучении для усовершенствования и облегчения образовательного процесса.

Использование инновационных технологий дает возможность педагогу
разнообразить дидактический материал, позволяет добиваться стопроцентного внимания
практически всех учащихся, независимо от успеваемости ученика. Инновационные
технологии в образовании так же играют важную роль для учащихся, которые имеют
проблемы со здоровьем. Теперь они могут овладевать знаниями предметных дисциплин
через дистанционное обучение.

Современные технологии в дополнительном образовании
На сегодняшний день, в России на федеральном уровне открывается много
образовательных площадок, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, где дети
учатся по принципу проектного обучения такие как «Кванториумы», «Технополисы», сети
«Технопарков»: которые от теории и изучения современных инновационных технологий ,
переходят сразу к практике созданию и изобретению новых обьектов и не только.
В современном дополнительном обучении детей изучаются уже достаточно новые
вошедшие в нашу сегодняшную реальность направления:
• VR/AR – изучение графический движок разработки виртуальных миров Unity,
изучат основы языка C#, познакомятся с устройствами виртуальной реальности,
научатся подключать их и готовить к работе. В конце года ученики смогут
разрабатывать приложения для виртуальной реальности, работающие на
персональных компьютерах и мобильных телефонах.
• Авто-технологии – изучение строение автомобилей, их типы и виды; углубленно
изучат отдельные узлы автомобиля, их назначение виды. В конце года в результате
проектной работы ученики смогут собрать движущуюся модель грузового
автомобиля с необходимыми характеристиками.
• Аэро-технологии – изучение малой беспилотной авиации и получению
практических навыков по управлению беспилотными летательными аппаратами
(БПЛА). Здесь ребята знакомятся с основными частями беспилотника, осваивают
принципы работы и управления мультикоптера, получают навыки проектирования
собственных аппаратов, построение 3D-моделей путем фотограмметрии и опыт
работы с различными датчиками и сенсорами БПЛА.
• Aрт-компьютерные -технологии – рисование созданием изображений и
искусства с помощью компьютеров в специализированных программах. Сегодня
компьютерная графика является основной технологией в цифровой фотографии,
кино, видеоиграх, цифровом искусстве, дисплеях мобильных телефонов и
компьютеров, а также во многих специализированных приложениях.
• ИТ-технологии – изучение основ визуального программирования(Sctatch), основы
программирования на Python и C#, с помощью создания графических приложений.
Изучаются основы программирования на языке С, основы компьютерных сетей,
программирование микроконтроллера Ардуино. Разработки проектов в области
Интернета вещей (IoT) по управлению умным домов, умной теплицы или гаража.
• Гео-технологии – изучение возможностей, которые открывают современные
геоинформационные технологии в разных направлениях: от архитектуры до
бизнеса. На занятиях будут решаться кейсы, связанные с созданием электронных
карт и геопорталов, будут рассмотрены различные виды сбора геоданных и
инструменты обработки и анализа этих данных, возможности космической съемки
и дешифрирования космических снимков. Также учащиеся освоят работу с
беспилотными летательными аппаратами, обработку материалов фото- и
аэрофотосъемки и трехмерное геомоделирование.

• Космо-технологии – изучение истории ракетостроения, современными
ракетоносители, научатся работать c программой Open Rocet (проектирования и
моделирования ракет), создадут макет своей ракеты (летающий макет, если будет
возможность запуска, то запустим). Также познакомятся с историей
спутникостроения, современные спутники, построят свои модели спутников с
помощью микроконтроллера Arduino (здесь же изучения основ программирования
на языке C с одновременным подключением разных датчиков), разработают своего
спутника исследователя (также возможно построение космической станции, робота
исследователя, робота космодрома - все это на выбор).
• Нано-технологии – изучение разных видов материалов применении в
промышленном производстве какие виды материалов применяются в
автомобилестроении. Знакомятся соптическими микроскопами, сканирующий-
зондовый микроскоп и другими сопутствующими приспособлениями. В результате
проектной работы ученики создают собственные материала с нужными
свойствами, например, шумоизолирующие, теплопроводные, с требуемой
прочностью, гибкостью или прозрачностью для его применения в робототехнике,
автомобилестроении и других областях.
• Нейро-технологии – изучение строения и свойства нервной системы человека,
взаимосвязь его физиологии с поведением. Научатся снимать электробиосигналы с
поверхности тела (электроэнцефалограмму, электрокардиограмму,
электромиограмму), а также применять полученные данные для анализа поведения
человека и управления робототехническими устройствами, освоят
нейропилотирование. Проекты посвящены разработке и программированию
различных устройств для взаимодействия человека и компьютера, для анализа
свойств нервной системы.
• Промышленная робототехника – учатся проектировать, собирать и
программировать роботов для решения различных производственных задач:
транспортировка деталей на тележках, перемещение и сортировка роботами-
манипуляторами. Обучение заканчивается разработкой собственного проекта –
робота, выполняющего заданные операции.
• 3D-моделирование – изучение и создание виртуальные трёхмерные модели в
специализированных программах и также печатать их из пластика на 3D-принтере.
• создание виртуальных трёхмерные моделей, их печатать на 3D-принтере (3D
ручка).
Современное оборудование, позволяющее работать с изображением 2D и 3D

моделированием

На сегодняшний день современное оборудование, позволяет делать дизайн проекты
на высочайшем уровне работая с изображением как 2D так и 3D моделированием,
воплощая любую невероятно сложную и красивую визуализацю.
• Инновационные модели ноутбуков с вращающимся дисплеем позволяю превратить
экран в графический планшет;
• Модели ноутбуков с несколькими дисплеями позволяют вести несколько
процессов работы одновременно;
• Модели ноутбуков с дополнительным дисплеем рядом с клавиатурой
позволяющим работать как на графическом планшете.
Распространенные модели:
Lenovo, VAIO, ASUS, MSI Creator, Apple MacBook Pro.

Дизайнеры художники, аниматоры и даже разработчики игр – все они активно
пользуются графическими планшетами. Такой гаджет создан для работы с графикой.
Графический планшет (graphics tablet, digitizer) —графическая панель, планшет для
рисования, диджитайзер, — это устройство ввода информации созданной от руки,
непосредственно в компьютер. Состоит из пера (стилуса) и плоского планшета.
• Создан: для рисования, работы над графикой, для упрощения проектной работы
дизайнера.
Визуально он выглядит как обычный планшет, вот только вместо экрана здесь
чувствительная поверхность, которая сильно напоминает тачпад. Вместо пальца в
планшете используется специальное «перо» – выглядит как шариковая ручка. При этом
пользователям даже не обязательно касаться поверхности планшета, чтобы рисовать.
Пером можно водить в воздухе на небольшой высоте над поверхностью.
Преимущество планшета с пером:
• Точно повторяет движения руки;
• Ощущение рисования на бумаге;
• Изображение формируется уже на экране или интерактивном экране;
• Добиться такой точности рисования мышкой практически невозможно.
Можно разделить работу на планшете на два основных направления:
• 2D-графика, двухмерная графика (two dimentional) — это плоское изображение,
построенное на основе двух осей – горизонтальной (x) и вертикальной (y). Если
попробовать повернуть изображение, то оно станет линией. (распечатанное на
листе изображение ( графика, фото).
• 3D-графика или трехмерная графика — это технология, которая позволяет
создавать и отображать объекты в трехмерном пространстве. Трехмерная графика
имеет глубину, объем и реалистичность. Она позволяет моделировать и
визуализировать объекты и сцены, придавая ощущение глубины,
пространственности и реальности.
Графический планшет используется в самых разнообразных задачах:
• Создание эскизов;
• Создание проектных чертежей;
• Рисование;
• Создание иллюстраций;
• Создание фирменных стилей, полиграфической продукции;
• Создание авторских концепт-артов;
• Создание 3D-моделей (скульптинг);
• Обработка и ретуши фотографий;
На сегодняшний день существует много графических планшетов как для
профессионалов, так и для начинающих, рынок предлагает большой выбор моделей,
ниже указаны марки соответствующие определенному уровню владения.
Доступные учебные планшеты для рисования:
• GAOMON, Compolis, Parblo, Houft, VINSA.
Лучшие графические планшеты для начинающих:
• WACOM, HUION XP-PEN DECO Pro.
Лучшие профессиональные графические планшеты:
• WACOM Intuos Pro, HUION Inspiroy Dial.
Лучшие интерактивные графические дисплеи:
• WACOM CINTING, XP-PEN Artist, HUION RFMVAS.

Развитие современного направления дизайн в детских художественных школах и

школах искусств

Выделение дизайна, как эффективного вида детского образования обосновано и
доказано системой взаимосвязанных функций, присущих дизайну: преобразовательной,
познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, воспитательной,
художественной и др., Которые в комплексе способны обеспечивать разносторонний
подход в развитии художественных способностей учащегося.
Детский дизайн – это детская проектно-художественная деятельность,
направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и
эстетические свойства. Свободная деятельность, связанная с экспериментированием и
самореализацией.
Дизайн, являясь объектом детского изучения:
• формирует новые взгляды;
• новые отношение к окружающему предметному миру с позиции разработчика и
творца креативных идей по преобразованию и созданию новых вещей,
предметов, объектов.
Целью учебных предметов и программы дополнительной предпрофессиональной
программа «Дизайн»:
• формирование устойчивого и мотивированного интереса обучающихся к
различным видам дизайн-деятельности;
• формирование представления об основных видах «Дизайна» и основах дизайн-
проектирования (деятельности);
• проектирование, моделирование и конструирование с целью приобретения
первоначальных умений и навыков и их усовершенствование;
• предложенные учебным планом предметы обязательной и вариативной части
предусматривают разностороннюю подготовку учащихся;
• включая и работу на компьютере, которая приближает к реальной
действительности работы дизайнера;
• умение вести разработку проекта средствами, как ручной графики, так и с
использованием графических программ на компьютере, одновременно является
дополнительной мотивацией их интереса к дизайн-деятельности.
Обучению дизайну на современном этапе образования в образовательных
учреждениях уделяется достаточно внимания.
Однако освоение нового вида художественного творчества в детских
художественных школах и школах искусств происходит медленно и с большими
трудностями.
Основные причины сложившегося положения объясняются тем, что недостаточно:
• современного оборудования;
• лицензионного программного обеспечения;
• теории и практики обучения учащихся дизайну в условиях художественной школы.
Статистика реализации дополнительной предпрофессиональной программа
«Дизайн» со сроком обучения 5 лет на территории Ханты-Мансийского автономного

округа-Югра:
• МБУ ДО «ДХШ №1 им. Л.А.Горды» г. Сургут
Единственная художественная школа в регионе реализует программу в полном объеме;
• МБУ ДО «ДШИ» г. Югорск;

• На базе БПОУ «Колледж-интернат Центр искусств для одарённых детей Севера»
реализуется программа ДПОП «Дизайн» г. Ханты-Мансийск;
Реализация программы на территории Тюменской и Свердловской области:
Тюмень не реализует программу ДПП «Дизайн».
Екатеринбург и области:
• МБУ ДО «ДХШ №4 им. Г.С Метелева»
• МБУ ДО «ДХШ №3 им.А.И. Корзухина»
• МБУ ДО «Екатеринбургская ДШИ №2»
• МБУ ДО «ДХШ» г. Верхняя Пышма.
Внедрение и адаптация современных технологий в образовательном процессе

дополнительной программы «Дизайн»
• Программа ДПП «Дизайн» реализуется в школе с 2017 года;
• В рамках национального проекта «Культура» в 2023 году школой были
закуплены:
• Современные ноутбуки;
• Три передвижные системы «School box» (школьные боксы) для комплексного
хранения и подзарядки техники;
• Два больших интерактивных компьютера «Electronic School Digital LCD;
• Современное оборудование уже применяется в образовательном процессе;
• Наши дизайнеры со второго полугодия начали заниматься на новых компьютерах и
осваивать новые программы!

Современные программы и графические редакторы

Современные программы графического дизайна:
Пакет программ Adobe 2D графика
• Adobe Photoshop
• Adobe Illustrator
• Adobe InDesign
Программы на сегодня:
• Libre Office
• GIMP 2D графика
• Blender 3D моделировани

Приложение 1

Лекции, теоретический материал и презентации дизайн-проектов
В школе реализуются на отделении ДПП «Дизайн» на новом оборудовании:
• Лекции по предметам теория дизайна, основы дизайн-проектирования,
компьютерная графика.

• Защита проектов учащихся 2-го класса на предмете основы дизайн-проектирования
по теме «Дизайн упаковки».

Приложение 2
Процесс работы над текущими заданиями по предмету компьютерная графика

• Процесс работы над текущими заданиями учащихся 2 класса на предмете
компьютерная графика.

• Процесс работы над текущими заданиями с применением графических планшетов
учащихся 1 класса на предмете компьютерная графика.

Приложение 3

Работы учащихся первых классов
Копии животных, птиц и обитателей подводного мира в цвете:

Стилизация животных в цвете:

Создание различных паттернов и фонов в цвете:

Создание сюжетных композиций с персонажем:

Создание сложных композиций на темы «Космос», «Млечный путь», «Ночное небо»:
Дополнительное образование