Публикации педагогов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ по дисциплине "Рисунок"

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

кафедра «Дизайн»



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ

РАБОТАМ по дисциплине

"Рисунок"

направление 050600 (540700) «Художественное образование» специальность 050602 (030800) «Изобразительное искусство»

(форма обучения - очная)





Разработал доц. Сорокин В.Ф., асс. Королева С.В.



Тула 2005

Методические указания включают в себя изучение теоретических и практических вопросов изобразительной грамоты: правила композиционного построения, элементы воздушной перспективы, требования конструктивного рисования, правила хода работы над рисунком (от общего к частному и обобщению), а также выработку практических навыков мастерства: чувство характера пропорций, постановка глаза на цельность восприятия при одновременном сравнении предметов с натурой.

Задачей курса “Рисунок” является овладение методами изобразительного языка академического рисунка, приобретение навыков изображения объектов предметного мира, пространства и человеческой фигуры с помощью изучения основ строения, конструкции и пространства; изучение пластической анатомии на примере гипсовых слепков, живой натуры, объектов предметной и пространственной среды; умение вести рисунок, в соответствии с получаемой квалификацией.

Правила, законы, схемы построения формы являются отправной точкой в работе студента; они дают ключ к познанию действительности, помогают разобраться в сложной форме живого организма и выделить самое основное. Знание законов природы и схем необходимо для того, чтобы быстрее овладеть искусством.

Обучение идет по принципу “от простого к сложному”, от натурных постановок из геометрических тел к фигуре человека.

Основной формой обучения является длительный рисунок с подробным изучением конструктивно-пластического строя натуры. Помимо длительных на всех курсах ведутся краткосрочные работы, призванные помочь студенту овладеть навыками композиционного построения и постановки объектов на плоскость (центр тяжести, уход формы в глубину, осевые положения натуры, проверки вертикальных и горизонтальных осей), поэтапному ведению работы, освоению графических материалов. Кроме того, студенты систематически выполняют наброски различных объектов как с натуры, так и по памяти, что развивает наблюдательность, умение улавливать пластическую характеристику модели, ее пропорции и движении.

Таким образом, данные методические указания сочетают основы академического рисунка с требованиями профессиональной подготовки специалистов в области изобразительного искусства.



Аналитическое рисование с натуры. Линейная и воздушная перспектива. Теория теней и отражений. Объемно-конструктивное решение в рисунке простых и сложных объектов. Понятие тональных отношений. Тональные “пороги” – растяжка тона. Светотень, свет, блик, собственная тень - “корпусная” тень, рефлекс, падающая тень.

Пластическая характеристика изображаемых предметов. Портретное изображение человека в простых и сложных ракурсах. Рисунок группы людей в предметной и окружающей среде. Рисование по памяти и представлению. Наброски и зарисовки. Рисунок на пленэре



Рассмотрим некоторые вопросы теории и практики по рисунку.

Аналитическое рисование с натуры.

Когда мы рисуем с натуры, то внимательно наблюдаем за предметом, подмечая характерные особенности формы, пропорций, освещения и фактуры. Однако чтобы нарисовать предмет правильно, одного поверхностного наблюдения недостаточно. Надо знать его строение, внутреннюю, скрытую от глаз, основу формы.

Внешняя форма предмета определяется его конструктивными особенностями.

На первом курсе начинается изучение простых форм — геометрических тел (куба, шара, цилиндра и т.д.). Каждый предмет имеет свою структуру. Уметь видеть натуру — это значит уметь анализировать ее строение. Рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически то, что видит глаз.

1.Каждый сложный комплекс работы над рисунком должен быть расчленен на этапы работы, которые усваиваются студентами в определенной последовательности.

2.Последовательность этапов работы над рисунком должна быть такой, чтобы ясно ощущалась взаимосвязь между ними, чтобы студент чувствовал, что это единый процесс.

3.Всякий комплекс работ над рисунком должен содержать в себе анализ и синтез.

Анализ – это расчленение целого на части. Синтез, наоборот,- соединение частей в единое целое. В начале работы рисовальщик быстро намечает на листке бумаги общий вид натуры (синтез). Далее в обобщенной форме намечаются детали, происходит разбор деталей формы (анализ). В самом конце работы рисовальщик вновь возвращается к целому, подчиняя детали общей форме (синтез)

Линейно-конструктивный рисунок дает возможность ученику построить изображение в перспективе, убедительно передать форму предмета.

Линейная и воздушная перспектива.

Слово “перспектива” происходит от латинского perspicere, что означает “видеть насквозь”, “сквозь что-нибудь”.

Перспектива рассматривается как наука о построении изображений предметов на какой-либо поверхности такими, как их воспринимает глаз человека.

В изобразительном искусстве перспектива рассматривается как изображение предметов, полученное на какой либо поверхности, в соответствии с кажущимися изменениями их величины, четкости очертания их формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре.

Перспективное изображение в зависимости от его назначения может быть построено на любой проекционной поверхности. В связи с этим перспектива подразделяется на несколько видов.

Линейная перспектива – это изображение, построенное на плоскости. В зависимости от назначения перспективных изображений плоскость может быть расположена вертикально, наклонно и горизонтально. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины.

Рассмотрим некоторые законы перспективы.

1.Два предмета одинаковой величины, но расположенные на разных расстояниях от глаза, кажутся разными – ближний к глазу предмет кажется больше по величине, а дальний – меньше. По мере удаления предмета наблюдается кажущееся уменьшение его в размере, и, наоборот, приближаясь, он как бы увеличивается.

2.Рассмотрим другую закономерность перспективы. Линии предметов, уходящие от зрителя в глубь картины, направлены в одну точку, которая расположена на линии горизонта. Эта точка в перспективе называется точкой схода.

Термин ”горизонт” в переводе с греческого означает “разграничивающий”, “кажущаяся граница между небом и землей”. В изобразительном искусстве под этим словом подразумевается прямая горизонтальная линия на изобразительной плоскости, которая служит художнику ориентиром при построении изображения. Она указывает зрителю, на каком уровне высоты находился глаз художника, с какой точки зрения он изображал натуру; она делит изобразительную и картинную плоскость на две части – верхнюю и нижнюю. В теории перспективы горизонтом называют линию, образующую при пересечении условной (воображаемой) горизонтальной плоскости (которая как бы проходит от глаза наблюдателя) с картинной плоскостью (воображаемая плоскость, находящаяся между наблюдателем и наблюдаемым предметом). Горизонт всегда находится на уровне глаз наблюдателя.

Воздушная перспектива.

По мере удаления от зрителя предметов в пространстве и погружения их в воздушную среду изменяется впечатление о локальных (действительных) и светотеневых характеристиках.

Под влиянием воздушной среды происходят заметные изменения тона. Предмет и его детали, близко расположенные к зрителю, воспринимаются более резко, дальние предметы имеют мягкие очертания.

Теория теней и отражений.

Светотень, свет, блик, собственная тень – “корпусная ”тень,

рефлекс, падающая тень.

Необходимо познакомится с особенностями распределения света на форме предмета. Изменение светосилы отдельных плоскостей предмета зависит от положения их в пространстве относительно источника света. Поверхность, на которую луч света падает прямо, обычно называют “светом”. Луч света, падающий на поверхность под каким-нибудь углом (скользящий по поверхности), образует полутень (светотень). Поверхность, на которую луч света совсем не падает, является теневой или обладает собственной тенью - “корпусной” тенью. Самая светлая (блестящая) точка на поверхности предмета называется бликом. Свет, отраженный от других предметов, называется рефлексом. Тень от предмета, которая падает на поверхность, называют

падающей тенью.

Объемно-конструктивное решение в рисунке простых и сложных объектов.

Метод линейно-конструктивного построения рисунка способствует развитию технических навыков, заставляет постоянно думать о форме и тон накладывать по направлению поверхностей предмета. Таким образом, каждая линия, штрих, тон рисуют форму, потому что тени и полутени не бессмысленные пятна, а определенные плоскости предмета, выражающие его объем. Подчеркивая направление поверхности формы, рисующий уже не может хаотически наносить тона на поверхность бумаги, он будет показывать направлением штриха характер формы. Переход от света к полутени и от полутени к тени на телах вращения (шар, цилиндр, конус) в изображении надо передавать как можно заметнее.

На первом курсе начинается изучение простых форм – геометрических тел (куба, шара, цилиндра). Каждый предмет имеет свою структуру. Уметь видеть натуру – это значит уметь анализировать ее строение. Рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически то, что видит глаз. Например, при рисовании куба необходимо прежде всего правильно понять его строение и наметить в рисунке линейноконструктивную основу, т.е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, как образуется объем.

Сложными по форме предметами являются те, которые при конструктивном анализе могут быть разложены на простейшие геометрические формы (например, капитель).

Понятие тональных отношений.

Познакомимся с понятием тона. Это слово происходит от греческого tonus, что означает “напряжение”. Тон – физическая характеристика света (количество и качество света на поверхности предмета в зависимости от источника света и окраски самого предмета). Изменение светосилы отдельных плоскостей предмета зависит от положения их в пространстве по отношению к источнику света (солнечный, искусственный) и от окраски самого предмета.

Свет, падая на поверхность тела, меняется в тоне в зависимости от положения плоскостей в пространстве (по отношению к источнику света). Поэтому, когда мы видим предмет с различными полутонами, знаем, что в этом случае каждая поверхность предмета освещена по-разному. При рисовании с натуры студент должен постоянно это иметь в виду.

Тональные “пороги” – растяжка тона.

Выдержать рисунок в тоне – это значит передать те светотеневые отношения (от самого светлого через полутона к самому темному), которые наблюдаются в натуре и выступают как гармоническое целое. Единства и собранности рисунка можно добиться в том случае, если общая тональность будет передана через промежуточные нюансы, от самого светлого до самого темного в тенях. Используя белый цвет бумаги и силу тона карандаша, рисовальщик может изобразить не только форму и объем предметов, но и фактуру (материальность). Светотеневые отношения (сила светов, теней полутеней) в рисунке должны быть гармоничными. Каждый полутон, свет, рефлекс и блик дополняют и поддерживают друг друга, создавая впечатление единого.

Тон выражается пропорциональными отношениями. Например, свет в рисунке может быть взят намного темнее, чем в действительности, т.е. если сравнить свет, выраженный в рисунке, со светом, скажем, на гипсовой модели, то первый окажется намного темнее. Однако при правильных отношениях света и тени (в окружении темных поверхностей) он будет выделяться своей светлотой. Яркой кажется та поверхность, которая светлее находящейся рядом.

Законы освещения так же точны и определены, как и законы перспективы, анатомии. Наблюдения ученых показали, что свет имеет свои законы распределения в пространстве и на поверхности предметов. Физики установили следующие законы, которые художники используют в своей практической работе.

1.По мере удаления поверхностей от источника света освещенность их будет ослабевать.

2.Контраст света и тени на предметах, расположенных ближе к источнику света, резче, чем на предметах, удаленных от него.

3.Тень, падающая от предмета, будет сильнее тени самого предмета.

Пластическая характеристика изображаемых предметов.

Не научившись владеть законами светотени, художник никогда не научится владеть пластикой рисунка. Художники прошлого уделяли освещению очень большое внимание. Леонардо да Винчи в записках не только регистрирует свои наблюдения, но и делает выводы, устанавливает законы: «Тот рефлекс будет выделяться более отчетливо, который виден на более темном фоне, а тот будет менее ощутим, который виден на более светлом фоне».

Оптический закон контрастности играет большую роль при передаче

формы в пространстве, а также воздушной среды. Когда мы видим на рисунке художника фон, решенный по-разному — в одном месте светлее, в другом темнее,— это не случайные недоделки, а сознательное решение тональной задачи. Ввести фон в рисунок — значит не эффектно покрыть тушевкой плоскость бумаги вокруг предметов, дать серию броских штрихов у контура изображенного предмета, а насытить окружение предметов воздушной средой.

Словарное определение пластики такое “пластика” – строение материального тела (природного, в том числе человеческого, или искусственного), непосредственно доступное живому созерцанию”, для нас слишком общо, отвлеченно и не инструментально с точки зрения педагогики. Целесообразнее понимать пластику как “работу” формы, как противопоставление и борьбу контрастирующих форм и их объединение в пространственном синтезе, в выразительном пластическом образе.

Студенты должны видеть, что и в сравнительно статичных композициях наличествует движение: оно в напряженности форм и переходов между ними, в движении осей форм, в прослеживании как бы внутренней линии движения целого, в ритме движения линий силуэта и т. д.

Портретное изображение человека в простых и сложных

ракурсах.

Основным объектом изучения и изображения в рисунке является человеческая фигура. Чтобы ее правдиво изобразить, студенту необходимо хорошо знать строение человеческого тела. Изучению анатомии придается большое значение.

Научные познания в области анатомии необходимы художнику для изображения человека не только в состоянии покоя, но и в движении.

Фигура человека представляет собой сложный комплекс различных форм, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Движение фигуры, изменение положения той или иной части человеческого тела всегда влечет за собой изменение во всем теле, причем они не случайны, а закономерны.

Недостаточно одного точного воспроизведения внешних черт модели, это с успехом делает и фотография. Задачей же художника является создание не только внешнего облика, но и внутреннего образа портретируемого. Этому способствует умелый отбор художником как наиболее характерных внешних черт данного человека, так и характерного для него выражения глаз, мимики, жеста, позы, костюма, обстановки, а также устройство нужного освещения. Все это передается художником своеобразным, неповторимым художественным языком.

Рисунок группы людей в предметной и окружающей среде.

В многофигурном рисунке необходимо найти выразительную композицию моделей в интерьере. Учитывая сложные положения и ракурсы фигур проследить внутреннюю конструкцию, механику движений, анатомию, перспективу.

Убедительно передать пространство. Линейная перспектива помогает художнику правильно расположить фигуры в пространстве и выразить характерные особенности их формы. Воздушная перспектива дает возможность правильно решить тональную задачу рисунка.

Поэтому, рисуя группы людей в интерьере, где объем пространства не так велик и разница в планах почти незаметна, нужно разбить условно рисунок на два-три плана и решать каждый соответственно его характеру. Разбивка рисунка на планы поможет студенту легче справиться с воздушной перспективой. Исходным моментом (отправной точкой) служит средний план. Он помогает найти тональною разницу между первым (ближним) и дальним планом, проверить перспективную закономерность в построении изображения.

Рисование по памяти и представлению.

В обучении рисованию большое значение имеют наброски. Они способствуют развитию глаза, наблюдательности, обостряют чувство характера, пропорций, вырабатывают технику и индивидуальный графический язык, что уже является первым шагом к творчеству. Делая наброски, нужно приучать себя не замечать излишних деталей, а схватывать самое основное, характерное для данной модели.

Студенты выполняют наброски по памяти и представлению, развивая профессиональные навыки.

Длительные занятия по рисунку чередуются с набросками по памяти. Задача заключается в том, чтобы, окончив длительный рисунок, через несколько дней (примерно через неделю) воспроизвести модель уже по памяти. Сверив на следующий день по выполнении наброска свою работу с моделью, по памяти дополняют, добиваясь все большей точности в передаче натуры. Чем больше студенты будут практиковаться в таких коротких зарисовках, тем лучше будет развиваться зрительная память.

Другой способ: в течение 10 мин внимательно наблюдают модель, а затем, по уходе натурщика, зарисовывают его по памяти. Вернув модель, сверяют рисунок, мысленно отмечая все ошибки и неточности. По уходе натурщика исправляют и уточняют рисунок по памяти.

Третий способ: наблюдая какие-либо предметы на улице, в театре и т.п., придя домой, постараться их зарисовать. Хорошо делать отдельно зарисовки каких-либо деталей головы, например чей-либо нос, ухо; всюду нужно носить с собой альбомчик такого размера, чтобы он свободно помещался на ладони. Альбомы маленького формата бывают из тонкой и гладкой бумаги, на которую хорошо ложится графитный карандаш.

Одной из вспомогательных форм обучения рисунку является ознакомление с работами крупнейших мастеров (в первую очередь В.А. Серова), оставили непревзойденные портретные наброски не только своих современников, но также животных и птиц, изображаемых с полным знанием их характеров и повадок. Чрезвычайно полезно сравнивать рисунки людей, зверей и птиц разных авторов, стараясь понять разницу приемов их исполнения.

Наброски и зарисовки.

Параллельно с длительным рисунком учащиеся овладевают набросками, которые развивают творческую инициативу, закрепляют знания и навыки. Работа над длительным рисунком с живой модели имеет целью познание законов строения натуры, анализ ее. Наброски и зарисовки позволяют ему эмоционально передать жизнь, экспрессию, динамику.

Набросок – это быстрая зарисовка натуры; он приучает быстро мыслить, искать наиболее лаконичные средства выражения, развивает гибкость кисти руки.

Набросок способствует целостному восприятию формы, в нем выявляется степень подготовленности студента к самостоятельной работе.

Основная цель наброска – развитие у рисующих наблюдательности, умения быстро улавливать пластическую характеристику модели, ее пропорции и движение. Набросок развивает остроту и точность глазомера, приучает быстро ориентироваться в сложившейся обстановке. Аналитический метод в длительном рисунке подразумевает рассмотрение учеником модели, разложение ее (мысленно) на составные части, сравнение их между собой. Набросок предполагает знакомство с основными особенностями строения модели и на основе этих знаний создание образа этой модели.

Набросок - рисунок небольшого размера, быстро и лаконично исполненный художником. Набросок — это беглая фиксация отдельных наблюдений в ходе текущей работы художника. Набросок может быть исполнен с натуры и без натуры, по памяти и представлению.

Набросок ставит своей целью дать в определенный промежуток времени возможно полное представление о наблюдаемой натуре. Наброски могут быть различной продолжительности и отработанности: получасовыми, часовыми, десятиминутными и меньше, в зависимости от условий работы и задач, которые ставит перед собой художник. При зарисовке птиц и животных (в зоопарке ) время предельно ограничено, при зарисовке неподвижной фигуры со временем менее приходится считаться. Но и в том и в другом случае от художника требуется предельное изложение виденного. Можно начинать и длительный рисунок с наброска, но в обычных условиях учебного рисунка первый этап работы, первая разметка не есть набросок в полном смысле этого слова.

Художнику — живописцу, скульптору, графику, прикладнику — набросок служит вспомогательным средством для выражения предварительного композиционного замысла, проверки по натуре характера движения и позы персонажа композиции, как вспомогательный материал для будущих творческих работ, который обычно собирается в альбомах.

В учебных заведениях наброски преследуют определенную учебнообразовательную и воспитательную цель. Основная цель их — закрепить уже пройденное. Работая над наброском, учащийся должен мыслить, анализировать натуру, как и в длительном рисунке, но значительно быстрее. Набросок — это лаконичное суждение.

Рисунок на пленэре.

В обучении рисованию большое значение имеют наброски пейзажа, животных, птиц, которыми студенты занимаются в период летней пленэрной практики.

Студентам необходимо профессионально изучить не только пейзажный жанр, но и усвоить ряд методических положений связанных с изучением различных пород деревьев, рисунком ветвей, цветов и листьев растений.

Изображая животных, птиц студенты стараются передать движение и характер формы, учитывая конструктивную основу.

Рисование с натуры – это метод познания реального мира.

Задача рисунка – научить начинающего художника сознательно воспринимать окружающую действительность, отбирать из своих наблюдений наиболее существенное и важное, отбрасывать все второстепенное и случайное. Умение видеть и понимать природу помогает художнику избежать фальши и искажения реальности. Чем объективнее художник изучает природу, чем больше у него накапливается знаний, тем больше путей для проявления замыслов и идей.



1курс

Основная тема: "Изучение головы человека"

1 семестр

1).Конструктивный рисунок композиции из геометрических тел.

Задача: освоить принципы конструктивного изображения

предметов:

- закомпоновать общий объем масс в формате;

- определить линию горизонта;

- обозначить предметную плоскость;

- разместить и уравновесить предметы на плоскости листа;

- произвести конструктивный анализ форм;

- выявить пластическое значение линии в передаче пространства через нанесение различных по характеру линий.

Материал: графитный карандаш, лист формата А2.

2).Рисунок архитектурно-пластической композиции из

геометрических тел. Врезка.

Задача: закрепить знания, полученные на предыдущих заданиях, тренировка рисования по памяти и воображению: - закомпоновать изображение в формате;

- произвести конструктивно-пластический анализ объемов.

Материал: графитный карандаш, лист формата А2.



3).Тонально-конструктивный рисунок капители.

Задача: овладеть построением предметов сложной геометрической формы:

- закомпоновать изображения в формате;

- обозначить общий объем капители, ее пропорции;

- построение конструкции капители (начинать следует с определения крупных форм, последовательно детализируя объемы).

Материал: графитный карандаш, лист формата А1.





4).Конструктивный рисунок черепа в трех ракурсах на одном листе. Задача: изучить форму черепа, особенности устройства и взаимоотношение

частей:

- закомпоновать изображение в формате;

- определить местоположение и размер каждого изображения;

- построить обобщенную конструктивную форму (определить основные фронтальные и боковые плоскости по опорным точкам и средней, осевой линии);

- анализ и уточнение деталей лицевой и мозговой частей черепа. Материал: графитный карандаш, лист формата А1

5).Рисунок головы обобщающих плоскостей (обрубовка). Задача:

выявление конструктивно-пластического строя:

- закомпоновать изображение в формате;

- построить обобщенную конструктивную форму (определить основные

фронтальные и боковые плоскости по опорным точкам и средней, осевой линии);

- определить основные объемы лицевой части головы;

- выявить местоположение каждой плоскости в соответствии с анатомическим строением головы.

Материал: графитный карандаш, лист формата А2.




6).Рисунок деталей головы Давида: нос, губы, глаз, ухо. Задача:

изучение конструктивно-пластического строя:

- закопоновать изображение в формате;

- определить габаритные размере деталей головы;

- построить обобщенную конструкцию;

- определить расположение основных плоскостей по опорным точкам и осевой линии;

- выявить основные объемы и их перспективное сокращение.

Материал: графитный карандаш, лист формата А1.



7).Зарисовки природных объектов (растения, чучела птиц, животных)

-изучить конструктивно-пластический строй объектов;

- освоить графические навыки, выявить текстуру объектов.

Материал: карандаш, тушь, перо, формат по выбору.




2 семестр



1).Рисунок гипсового слепка с античной головы. Задача: повторить принципиальное построение головы:

- закомпоновать изображение в формате;

- построить обобщенную форму головы;

- выявить основные объемы лицевой части и их перспективное сокращение по осевым линиям и опорным точкам;

- уточнение расположения плоскостей объемов головы и шеи.

Материал: графитный карандаш, лист формата А2.

2). Рисунок гипсового слепка с античной головы в сложном ракурсе.

Задача: изучить принципиальное построение головы в движении.

- определить взаимоположение основных объемов головы и шеи относительно линии горизонта по опорным точкам и осевым линиям.

Материал: графитный карандаш, лист формата А2.



3).Рисунок гипсового слепка с античной головы в трех ракурсах на одном листе.

Задача: повторить принципиальное построение головы в различных ракурсах:

- обратить внимание на изменение в пространстве одинаковых объемов

в различных ракурсах (изменение местоположения опорных точек и осевых линий).

Материал: графитный карандаш, лист формата А1.



4).Конструктивный рисунок античной головы по памяти.

- закрепить знания о построении головы.

Материал: карандаш, тушь, перо, лист формата А2.

5).Зарисовки природных форм с элементами интерьера (растения, чучела птиц, животных в интерьере).

- изучить пластику природных форм и освоить графические навыки.

Материал: карандаш, тушь, перо, лист формата А2.

6).Рисунок гипсовой античной головы в движении с плечевым поясом.

Задача: повторить принципиальное построение головы в ракурсе и движении:

- закомпоновать изображение в формате;

- построить обобщенную форму головы и плечевого пояса (определение расположения в пространстве основных объемов по опорным точкам и осевым линям);



- выявление основных объемов лицевой части и их перспективное сокращение;

- уточнение перспективного сокращения плоскостей объемов головы и плечевого пояса.

Материал: графитный карандаш, лист формата А1.

II курс

Основная тема: "Изучение пластических связей частей фигуры

человека".

3 семестр



1).Рисунок скелета человека в двух ракурсах.

Задача: изучение анатомического строения и изменения в пространстве основных конструктивных узлов скелета.

- определить местоположение изображений скелета в формате;

- определить взаиморасположение грудной клетки и таза относительно осевой линии и пластики позвоночного столба;

- выявить конструкцию формы через определение основных опорных точек и осевых линий;

- выполнить зарисовку конструктивных узлов (ключица - акромиальный отросток, клювовидный отросток - суставная впадина, лопатки - плечевая кость, плечо-предплечье, предплечье-кисть, вертлужная впадина тазовой кости - бедренная кость, бедро-голень, голень-стопа), выявить их конструктивные особенности.

Материал: графитный карандаш, лист формата А1.



2).Рисунок торса экорше Гудона в двух ракурсах.

Задача: изучить характер мышц экорше, их расположение и влияние на форму торса:

- закомпоновать изображение в формате;

- определить взаимоположение грудной клетки и таза;

- наметить конструкцию скелета по осевым линиям и опорным точкам;

- выявить крупные объемы мышечных масс с учетом конструкции скелета и анатомических особенностей человека;

- выполнить разбор по плоскостям менее крупных объемов, сверяясь с общим перспективным расположением больших масс в пространстве.

Материал: графитный карандаш, лист формата А1.



3) Рисунок слепка анатомической фигуры.

Задача: изучить характер скелета, мышц торса и конечностей, их расположение и влияние на пластику формы:

- закомпоновать изображение в формате, выявить пропорции;

- определить пропорции, движение позвоночного столба и опорной ноги, взаимоположение грудной клетки и таза, пластику свободных конечностей;

- выявить крупные объемы мышечных масс с учетом конструкции скелета и анатомических особенностей человека;

- выполнить разбор по плоскостям менее крупных объемов, сверяясь с общим перспективным расположением больших масс в пространстве.

Материал: графитный карандаш, лист формата А1.

4).Рисунок головы человека по представлению с рисунком черепа в аналогичном ракурсе.

Задачи (промышленники): повторить принципиальное построение головы, тренировка зрительной памяти.

Рисунок гипсовой античной головы.

Задачи (графики): повторить принципиальное построение головы, развитие графических навыков.

Материал: графитный карандаш, тушь, перо, лист формата А2.

5).Рисунок гипсовых конечностей фигуры человека (рука).

Задача: изучить анатомическое строение и моделировку формы руки:

- обратить внимание на трактовку объемов пястной части кисти и пальцев, выявляя при этом геометрическую основу конструкции.

Материал: графитный карандаш, лист формата А1.

4 семестр



1).Рисунок гипсовых конечностей фигуры человека (стопа).

Задача: изучить анатомическое строение и освоить моделировку формы стопы:

- выполнить постановку стопы на плоскость через выявление

соотношения плюсневой и пяточной части стопы;

- распределить по массам плюсневую, пяточную часть стопы и

часть

голени, определить местоположение внутренней и внешней лодыжек;

- выявить основные объемы стопы и расположение их в пространстве.

Материал: графитный карандаш, лист формата А1.

2).Рисунок гипсовой фигуры с опорой на одну ногу. Задача: изучение принципов постановки фигуры и ее пространственно-конструктивное решение:

- закомпоновать изображение в формате, выявить пропорции, отметить линию центра тяжести;

- определить движение позвоночного столба и опорной ноги, взаимоположение грудной клетки и таза, пластику свободных конечностей;

- выявить крупные объемы фигуры с учетом конструкции скелета и анатомических особенностей человека;

- выполнить разбор по плоскостям менее крупных объемов, сверяясь с общим перспективным расположением больших масс в пространстве.

Материал: графитный карандаш, лист формата А1.



3).Рисунок гипсовой фигуры с опорой на одну ногу (со спины). Задача:

изучение принципов постановки фигуры и ее пространственно-перспективное построение:

- повторить принципиальное построение с учетом распределения объемов вида сзади.

Материал: графитный карандаш, лист формата А1.



4).Рисунок натюрморта.

Задача: изучение композиционных принципов организации пространства на плоскости и свойств графических материалов:

- закомпоновать общий объем масс в формате;

- определить линию горизонта;

- обозначить предметную плоскость;

- разместить и уравновесить предметы на плоскости листа;

- произвести конструктивный анализ форм;

- выявить тональные отношения (объем, пространство, материальность).

Материал: мягкий графитный карандаш, уголь, сангина, соус, лист формата А1.



5).Рисунок стопы и кистей рук в разных поворотах с зарисовкой скелета конечностей в аналогичном ракурсе.

Задача: изучить анатомическое строение стопы и кистей рук и освоить моделировку формы:

обратить внимание на соотношение основных объемов и взаиморасположение их в пространстве. Материалы: графитный карандаш, лист формата А1.
Художникам