Публикации педагогов

Конструкт организации образовательной ценностно-развивающей ситуации по теме: «Богатыри земли Уральской»

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
КОНСТРУКТ

организации образовательной ценностно-развивающей ситуации с детьми 7-го года жизни

Ценность «Труд и творчество»
Тема: «Богатыри земли Уральской»
Цель:
1.Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче
5. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка,
стремена, ножны.
6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Технологическая карта

организации образовательной ценностно-развивающей ситуации с детьми 7-го года жизни

/на основе ценностно-развивающей технологии ОП ДО «СамоЦвет» /

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-развивающей ситуации (вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)
Технологические
компоненты
деятельности

Содержание деятельности,
действий педагога

Действия детей Планируемый
результат

Организация на
совместную
деятельность
«Самоцветный
круг»

Детей встречает педагог, в руках кукла богатырь, накрытая тканью. Дети
собираются в круг.
-Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия.
Много разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая
великая и самая необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина
– значит родная. Как мама и папа. Но не всегда наша Родина Россия была
такой. Давным-давно, много лет назад наше государство было меньше и
называлось оно Русь.
Устанавливает комфортный социально-психологический климат.

Отвечают на
приветствие взрослого.
Рассаживаются на
скамейках так, чтобы
всем хватило мест.

- эмоциональный
настрой на общение,
совместную
деятельность;
готовы к совместной
деятельности

Актуализация
знаний детей
(работа с моделью
трех вопросов:
что мы знаем?)

Краткий подводящий диалог к теме:
- А когда на Русь нападали враги, кто защищал русскую землю в те далекие
времена?
-Кто такие богатыри? (Силачи, воины, борцы.)
О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Они славились необыкновенной
силой, верностью отечеству, об их подвигах слагались былины и сказки.
А какие были богатыри? (Сильные, смелые, крепкие воины, герои, они были
отважные, бесстрашные, храбрые). А, можно ли стать богатырем, бездельник?
Что, значит быть трудолюбивым?

Вступают в диалог с
взрослым, высказывая
свое мнение на вопрос
взрослого, делятся
опытом

- делятся знаниями,
рассказывают из опыта;

Знакомство с Общий вывод по результатам подводящего диалога: Осознают и - обмениваются

ценностью.
Осознание и
проговаривание
ценности на
своем языке в
конкретной
ситуации выбора
(с опорой на
опыт детей)

- Мы с вами узнали, чтобы стать богатырем, нужно быть трудолюбивым,
ответственным, настойчивым, сильным. Трудолюбие – это стремление много и
усердно трудиться. Хочется, ли Вам стать богатырем? Какие еще качества
должны быть у человека-богатыря.

проговаривают на
своем языке
ценностное качество,
проявляемое человеком
- «трудолюбие» ..

знаниями;

Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Представление
новой
информации

Слайд
Посмотрите на картину, которую написал известный русский художник
Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал,
что поёт и рассказывает про них народ. Теперь все мы представляем
богатырей такими, как на этой картине.
Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным
небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и
защищать свою любимую родину матушку Русь. А, вы знаете имена
богатырей? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые
известные русские богатыри. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой
ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на черном вороном
коне сидит крестьянский сын Илья Муромец. Славный богатырь, сильный и
могучий. Богатырь серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади
виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную
кольчугу, на голове металлический шлем. Зорко всматривается он в степную
даль. Илья готов к бою. Любит богатырь свою отчизну и честно служит ей. По
правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он искусен в боях,
плавании, в стрельбе из лука. Одет Добрыня богато и нарядно. Его щит
украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Сидит
богатырь на белом длинногривом коне, конь ноздри раздувает, видимо, врага
чует. Третий богатырь поповский сын- Алеша Попович. Он тоже храбрый и
смелый воин, не такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или
Добрыня, но ловкий, молодой, находчивый. Он не только воин, но и гусляр. И
песни петь умеет, и воевать умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой
– гусли. Рыжий конь его опустил голову, щиплет траву, но уши навострил,
всегда готов к бою. У богатырей одна цель – не пропустить врага, всегда
крепко стоять на страже Руси. -А, с кем сражались богатыри?

С помощью взрослого
обсуждают, кто такие
богатыри
Просматривают
видеоматериал,
обсуждают,
включаются в
обсуждение, дополняют
информацией из
собственного опыта

- высказываются;
делятся информацией
(знаниями,
полученными в
предшествующем
опыте), выражают
мнение;
- проявляют интерес к
новой информации;
- высказываются по
ходу просмотра
слайдов;
- задают уточняющие
вопросы, сравнивают

Продолжение
работы с
«Моделью трех
вопросов: Что
нужно сделать,
чтобы узнать?»
Обозначение
культурно-
смыслового
контекста
последующей
деятельности
(культурной
практики)
Проживание
ценностной
ситуации выбора
(планирование
совместно/самост
оятельной
деятельности
детьми в центре
активности), с
учетом культурно-
смыслового
контекста
предстоящей
деятельности;
групповое/
индивидуальное
обсуждение

Обращается к опыту и интересам детей.
- Вы познакомились с некоторыми особенностями богатырей. Хотите узнать о
них больше?
Активизирует детей к высказыванию. Сама предлагает некоторые варианты.
- Я подготовила для вас три мастерских, в которых вы можете найти больше
информации. В каждой мастерской может работать, столько человек, сколько
стоит стульчиков.
В первой мастерской, вы узнаете «Какими были богатыри», составив
познавательную карту.
Во второй мастерской вы сможете освоить технику плетения кольчуги-доспех,
сплетенный из железных колец.
В третьей мастерской вам будет предоставлена возможность побывать на
местах сражения богатырей. Вас направят богатыри на битву со своими
врагами, опираясь на карточки-маршруты.
- Подумайте и решите, чем бы вы хотели заняться. Какую мастерскую
выберете?
- У кого созрел план? Что ты будешь делать? Для чего? Тебе нужны
помощники?
Очень хорошо, я одобряю твой выбор. Хороший выбор.
Таким образом, опрашиваются 2-3 ребенка
Сейчас вы пойдете в выбранный вами центр. Я надеюсь, что ваше трудолюбие
и взаимная поддержка поможет справиться с вашими планами.
В центре, при необходимости, побуждает детей к деятельности:
 Что тебе нужно для того, чтобы выполнить план?
 Как ты это будешь делать?
 С чего ты начнешь?
 Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)?
 Какие материалы ты собираешься использовать в центре? Как ты будешь это
делать?
 Тебе нужна помощь (партнер)?
 Как ты планируешь распределить работу?
 Кто будет ответственным в вашей работе?
 Что у тебя должно получиться?

Включаются в выбор,
эмоционально
настраиваются на
деятельность,
получение нового
опыта.
Испытывают ощущение
общности и внимания к
себе.
Тренируются в
коммуникативных
умениях:
проговаривании и
выслушивании планов.

2. Деятельностный этап образовательной ценностно-развивающей ситуации.
Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя
необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети осуществляют деятельность в центрах активности.
Технологические
компоненты
деятельности

Центр
активности

Содержание
деятельности
(конкретная задача, культурно-
смысловой контекст)

Презентация деятельности
в центрах активности

Материалы, средства
для самостоятельной
деятельности детей в
центре активности

Результат,
продукт
деятельности

Проживание
ценностной ситуации
выбора
(планирование
совместной/самостоят
ельной деятельности
детьми в центре
активности), с учетом
культурно-
смыслового контекста
предстоящей
деятельности;
групповое/
индивидуальное
обсуждение
Презентация центров
активности
(педагогом/ребенком).
Тренировка в
ценностном поведении
в ходе конкретной
деятельности (дела) в
центрах активности

Центр
познания

Развивать словесно-логическое
мышление, умение
классифицировать,
синтезировать и анализировать
минералы по разным
признакам, на основе
физических особенностей
Уральских самоцветов (блеск,
цвет, твердость, прозрачность,
магнетизм,
электропроводимость, цвет
черты)
Формировать умение
схематически оформлять
результаты
экспериментирования

Лупы, фонарики,
магниты, индикаторы
электропроводности,
гвозди, медные
прутики, деревянные
палочки,
керамические плитки,
цветные фломастеры,
карандаши, карточки
для занесения
результатов
исследований,
карточки-подсказки с
указанием названия и
свойств минерала,
клей-карандаш,
натуральные камни
(малахит, змеевик,
амазонит, родонит,
яшма, горный
хрусталь, кварц,
азурит, магнетит)

Карта фиксации
результатов
исследований с
указанием
названий
минералов.

Центр
искусства

Развивать внимание, память,
логическое мышление, умение
синтезировать объекты по
разным признакам,
характеризующим свойства
камней.
Расширить представление о
возможностях применения
Уральских самоцветов в
декоративном искусстве.

В «Ювелирной мастерской»
вы сможете изготовить
сувенир из Уральских
самоцветов в любой
выбранной вами технике.
Для вас приготовлены
материалы для творчества и
пошаговые инструкции для
выполнения имитации
камней из пластилина, а
также инструкции

Пластилин разных
цветов, стеки, доски
для лепки, трафареты,
бумажные пластики с
малахитовым узором,
клей-карандаш,
основы для объемной
мозаики.

Сувенир из
«камней-
самоцветов»

составления узоров из
малахита. Для русской
мозаики вы также найдете
пластинки из малахита и
трафареты для создания
картин. Вы можете работать
по образцу, закончить
начатую работу мастера или
придумать свою
композицию.

Центр
робототехники

Развивать алгоритмическое
мышление, зрительное
внимание, память, умение
пользоваться картой и
условными обозначениями
самоцветов.

В «Геологическом зале» вам
будет предоставлена
возможность составить
карту самоцветных
месторождений Урала по
особым картографическим
меткам. Для вас
подготовлены схемы и
маршруты движения
Ящерки. Вам необходимо
правильно задать маршрут
движения для ящерки,
отыскать минерал на поле и
перенести его
месторождение на карту
Свердловской области,
обозначив условным знаком.

Робомыши, схемы
движения робомыши
по полю, карта
свердловской области,
карточки с условным
обозначением
минерала, карточки с
изображением
минерала.

Карта
месторождений
самоцветов

Центр
конструирова
ния

Развивать умение
конструировать по схеме,
логическое мышление.

В «Камнерезной
мастерской» вам необходимо
сконструировать
электрический и
механический
шлифовальный станок по
схеме. Запустить и
проверить какой станок
лучше всего шлифует камни.
Вы можете работать вместе
или договориться какой
Схемы
конструирования из
конструктора
«Знаток», «Первые
механизмы»,
искусственные камни.

Шлифовальный
станок

станок, кто будет
конструировать.

3. Итогово-рефлексивный этап (проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самоценка, самоконтроль)
Технологические компоненты
деятельности

Содержание деятельности,
действия педагога

Действия детей Планируемый
результат

Обсуждение итогов работы в
центрах активности

Предлагает рассмотреть выполненные работы,
проанализировать достижения, успехи и трудности,
наметить перспективы.
Предлагает всем желающим рассказать о выполнении
своих планов.
Примерные вопросы:
- Ты выполнил все, что задумал?
- Кто тебе помог, что тебе помогло?
- Для чего ты это сделал? Для кого?
-Ты доволен своей работой?
- Что тебя больше всего порадовало в своей работе?
- Чему ты сегодня научился?
- Что новое тебе удалось узнать?
- Ты планируешь продолжить свою работу?
Дошкольное образование