Публикации педагогов

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментирование в раннем возрасте, как средство развития познавательно-исследовательской активности детей».

Ткаченко О. В.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 40» МО г. Алапаевск

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в
личности ребёнка тех качеств (развитие пытливости ума, знакомство со
свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и
процессов, формирование умения планировать и анализировать практическую
работу), которые будут ему необходимы для достижения любых целей в
будущем.
Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог
подготовил для этого соответствующие условия.
Современная система образования в детском саду отходит от способа
передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от
педагога – воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в
создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог бы раскрыть
и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов
окружающей действительности.
Исследовательские качества наблюдаются у детей, уже в возрасте 1-2х
лет. Дети раннего возраста очень любознательны и что не маловажно, они
стремятся к самостоятельному исследованию всего вокруг.
Экспериментирование с объектами, в данном возрасте происходит при помощи
элементарных действий: попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить,
бросить, наступить на предмет ногой), извлечь звук (хлопнуть ладонью,
стукнуть о твёрдую поверхность), размазать краски по листу и пр. Но как
помочь этим маленьким исследователям максимально усвоить и запомнить, а
главное понять, как устроено всё в этом таком новом, но очень интересном
мире?

2

Китайская пословица гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму». Очень точно раскрывает суть данной пословицы
детское экспериментирование. Ведь не зря оно является вторым ведущим видом
деятельности в дошкольном образовании, после игры.
Именно в экспериментальной деятельности есть возможность проявить
максимум творческой энергии: придумал гипотезу, воплотил, получил результат.
Детское экспериментирование во многом похоже на научное. Дети испытывают
положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы,
получения видимых результатов и новой информации.
В своей практике я обратила внимание на то, что типовые занятия по
экспериментальной деятельности «приедаются» детям, становятся
однотипными, скучноватыми. И, чтобы разнообразить работу, и не потерять
интереса детей, я открыла для себя такую педагогическую находку, как
возможность использования методов экспериментальной деятельности не
только в искусственно созданной и скучной лаборатории, но и посредством
доброй сказочной истории с удивительными героями.
Предлагаю вашему вниманию три занимательных опыта – эксперимента с
некоторыми материалами, которые я использую в своей работе с детьми
раннего возраста. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в
своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько
это интересное и увлекательное занятие.
1. «Как вода гулять отправилась»
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать
различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, ложечкой, а также
существуют предметы, которыми невозможно переливать воду (она
попросту вытекает).
Материал: поролоновая губка, резиновая груша, детская ложечка,
ситечко, ванночка с водой, пустая ёмкость.
Ход игры – эксперимента.
Художественное слово.

3

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка
заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько
интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось – ручек и ножек
у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий –
никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода
стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в
большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка
вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как
красиво, как чудесно! – думала водичка. – А сидела бы я сейчас в своём тазике
и этой красоты не увидела бы!».
Берём поролоновую губку, резиновую грушу, ложечку, ситечко. Налейте
воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок
и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать
её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую
ёмкость. То же самое проделайте и с ложечкой. Так же попробуем перенести
воду ситечком, не получается, объяснит почему. Устала водичка гулять и очень
ей захотелось домой, спросите ребёнка, как помочь всей водичке вернуться в
тазичек (какие предметы могут помочь водичке вернуться домой, а какие нет).
Детям была предложена небольшая история о путешествии воды, а в
конце обозначена проблемная ситуация, как всю водичку вернуть обратно в
тазик.
2.«Разноцветные тучки».
Цель: познакомить детей с основными цветам (красный, жёлтый,
синий, зелёный), и получением промежуточных цветов при смешивании
красок.
Материал: четыре прозрачных стаканчика, с приклеенными на них
капельками (красной, жёлтой, синей и зелёной,); в каждом стаканчике краска (в
цвет капелек); белые листы картона (либо разнос); тучки из поролоновых губок
(красная, жёлтая, синяя и зелёная).
Ход игры – эксперимента.

4

Художественное слово.
Ребята посмотрите, какие красивые тучки (давайте посмотрим каких они
цветов, потрогаем и помнём в ручках), они очень любят играть в разные игры. У
них есть друзья разноцветные капельки, посмотрите вот они. И вот тучки
решили поиграть с капельками в игру разноцветный дождик. Тучка опускается
в стаканчик, с капелькой со своим цветом и поднимается, идёт дождик.
Посмотрите, из одной тучки пошёл красный дождик, а из другой желтый,
посмотрите, что получилось? И дальше предложить детям самим поиграть с
тучками и капельками.
3.«Волшебное облачко».
Цель: формирование представления о свойствах воздушного шарика
(лёгкий, надутый), об использовании шарика необычным способом
(рисование способом – оттиск воздушным шариком), дать простейшее
представление о круговороте воды в природе. Воспитывать интерес к
познанию окружающего мира, умение работать в коллективе.
Материал: ёмкости с красками разных цветов, облако из воздушных
шариков (по количеству детей принимающих участие в эксперименте), ватман.
Ход игры – эксперимента.
Художественное слово.  Наступила Осень, небо стало хмурым,
прилетело облако. – Ой, кажется, дождь собирается. Полетало, полетало
облачко по небу, а вот и первые крупные капли дождя. И вот перед нами уже
большие лужи. Всё быстрее и быстрее запрыгали капельки по лужам. Дальше
побежали капельки и вот они уже прыгают по дорожке, оставляя свои мокрые
следы. Но вдруг выглянуло солнышко, принесло тепло, и все наши капельки
вернулись на небо, собрались в воздушное облачко и ветер унёс то облачко
далеко. Посмотрим, какое волшебство произошло, сколько следов оставили
капельки, давайте рассмотрим, что мы видим?
Возьмите 4 ёмкости с высокими краями. Разведите в каждой ёмкости
краски разных цветов (красная, жёлтая, синяя, зелёная). Пусть малыши окунают
шарики в краску и оставляют шариками отпечатки на «дорожке» ватмане.

5

Получившуюся работу, можно использовать в дальнейшей деятельности.
Например, ОД по ИЗО, дорисовав совместно с детьми, некоторые элементы,
получить и увидеть на ватмане различных животных (цветы и прочее). Тут
Ваша фантазия безгранична.
Я предложила три небольших эксперимента с детьми в группе раннего
возраста: чем можно перенести воду, что происходит при смешивании красок и
о свойствах воздушного шарика и не ординарном его использовании. Во всех
ситуациях дети становятся участниками увлекательной игры, где всё можно
пощупать, потрогать, приобщаются к художественному повествованию,
получают начальные представления о том, что происходит в природе. Попутно
у детей формируются элементарные математические представления, знания
цветов, умение работать в команде и многое другое.
Возможности детей в познании больше, чем у взрослых и это обязательно
нужно использовать. Развивайте интерес к науке с детства!
Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как
процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск
знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством
взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более
прочными. Как сказал российский естествоиспытатель К.А. Тимирязев: «Люди,
научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не
прошёл».
Список литературы:
1. Образовательный портал «Продлёнка». Познавательное развитие детей
раннего возраста через игры – эксперименты: официальный сайт. –
Санкт – Петербург 2023 г. – URL: https://www.prodlenka.org/.
2. Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности
дошкольников / И. С. Штепина. — Текст: непосредственный // Актуальные

6

задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011
г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1322/ (дата обращения: 05.11.2023).
3. Михеева, И. В. Детское экспериментирование как средство развития
познавательной активности дошкольников / И. В. Михеева, Е. В. Ташлыкова. —
Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 226-
228. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56399// (дата обращения: 07.11.2023).
Дошкольное образование