УРАЛО-СИБИРСКАЯ
РОСПИСЬ
ИСТОРИЯ.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
КОМПОЗИЦИЯ.
Урало-сибирская народная
художественная роспись – это яркое и
самобытное искусство, которое зародилось в XVII –XVIII
веках на Урале, она просто и гармонично отражает
красоту мира.
Роспись и сейчас можно увидеть на
старинной посуде и предметах
быта, которые передают в семьях
по наследству и бережно хранят.
Роспись украшала чаши, туеса,
сундуки, прялки и многое другое.
Обычные предметы крестьянского
быта народная художественная
роспись превращала в подлинные
произведения искусства
Урало-сибирская роспись
полюбилась людям за свою
простоту и изящество, её мотивы
и изображения понятны
каждому. Народные расписные
композиции пропорциональны и
гармоничны, изображение букета
стало особенно популярным.
Традиции урало-сибирской
роспись продолжает жить и
сейчас, благодаря современным
мастерам-художникам.
Народное художественное
мастерство росписи зародилось
ещё в XVII-XVIII веках, когда
территории Урала и Сибири стали
населять жители, приехавшие с
Поморья и русского Севера, а в
конце XVIII-XIX веках – с южных
областей России и Украины. Они
привнесли свои художественные
традиции в мастерство росписи
жителей Урала и Сибири.
Урало-сибирской росписи характерна
двойная техника наложения мазков,
множество дополнительных элементов и
разнообразная цветовая гамма, а также
свобода и импровизация в рисунке.
Мастера расписывали предметы
масляными красками сразу набело, без
подготовительных черновиков. Чаще всего
мастера изображали природу, ягоды и
цветы, травы, а также фигуры людей.
Композиция в Урало-Сибирской
росписи пропорциональна, в центре
располагается основной рисунок.
Растительный орнамент – трава,
веточки, стебли, листья –
уравновешивают его и делают фон
более разнообразным и
интересным, а основное
изображение – пропорциональным.
Благодаря им, вся роспись
воспринимается как одно
гармоничное целое. Букет стал
самой популярной композицией в
Урало-Сибирской росписи.
Ещё в старину мастера-художники
начали широко применять
живописную технику
двухцветного мазка «разбел» —
брали на кисть одновременно с
белилами цветную краску и
применяя её на тёмном фоне, а
также использовали прием
«разживка», когда при помощи
тёмных мазков выделяли
элементы рисунка на светлом
фоне.
В середине XIX века стал популярным промысел по изготовлению и
росписи берестяных бураков – туесов. Широко известен, стал
«крестьянский» тип расписного бурака с ярким цветочным узором,
вертикально ориентированным по центру. На бурак пальцами наносили
подмалёвок основным цветом, затем кистью прописывали лепестки
цветов, оттеняя их белилами и нанося оживку на листья. Заканчивали
роспись написанием травки, а затем все изделие покрывали лаком.
Но особенно славилась богатством и
разнообразием роспись прялок,
декор которых был индивидуален, а
расположение орнамента
подчинено форме предмета. В
росписи прялок чаще использовали
композицию цветущего Дерева
Жизни.
Со второй половины XIX века мастера
народной художественной росписи стали
изображать человека в сюжетных
композициях, связанных с простыми
радостями и мечтами о лучшей жизни.
Традиции урало-сибирской росписи
продолжают жить и сейчас, благодаря
современным мастерам-художникам.