Публикации педагогов

Презентация Урало-Сибирская народная роспись. История. Характерные особенности. Композиция..

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ

УРАЛО-СИБИРСКАЯ

РОСПИСЬ


ИСТОРИЯ.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

КОМПОЗИЦИЯ.


Урало-сибирская народная

художественная роспись – это яркое и

самобытное искусство, которое зародилось в XVII –XVIII

веках на Урале, она просто и гармонично отражает

красоту мира.


Роспись и сейчас можно увидеть на

старинной посуде и предметах

быта, которые передают в семьях

по наследству и бережно хранят.

Роспись украшала чаши, туеса,

сундуки, прялки и многое другое.

Обычные предметы крестьянского

быта народная художественная

роспись превращала в подлинные

произведения искусства


Урало-сибирская роспись

полюбилась людям за свою

простоту и изящество, её мотивы

и изображения понятны

каждому. Народные расписные

композиции пропорциональны и

гармоничны, изображение букета

стало особенно популярным.

Традиции урало-сибирской

роспись продолжает жить и

сейчас, благодаря современным

мастерам-художникам.


Народное художественное

мастерство росписи зародилось

ещё в XVII-XVIII веках, когда

территории Урала и Сибири стали

населять жители, приехавшие с

Поморья и русского Севера, а в

конце XVIII-XIX веках – с южных

областей России и Украины. Они

привнесли свои художественные

традиции в мастерство росписи

жителей Урала и Сибири.


Урало-сибирской росписи характерна

двойная техника наложения мазков,

множество дополнительных элементов и

разнообразная цветовая гамма, а также

свобода и импровизация в рисунке.

Мастера расписывали предметы

масляными красками сразу набело, без

подготовительных черновиков. Чаще всего

мастера изображали природу, ягоды и

цветы, травы, а также фигуры людей.


Композиция в Урало-Сибирской

росписи пропорциональна, в центре

располагается основной рисунок.

Растительный орнамент – трава,

веточки, стебли, листья –

уравновешивают его и делают фон

более разнообразным и

интересным, а основное

изображение – пропорциональным.

Благодаря им, вся роспись

воспринимается как одно

гармоничное целое. Букет стал

самой популярной композицией в

Урало-Сибирской росписи.


Ещё в старину мастера-художники

начали широко применять

живописную технику

двухцветного мазка «разбел» —

брали на кисть одновременно с

белилами цветную краску и

применяя её на тёмном фоне, а

также использовали прием

«разживка», когда при помощи

тёмных мазков выделяли

элементы рисунка на светлом

фоне.


В середине XIX века стал популярным промысел по изготовлению и

росписи берестяных бураков – туесов. Широко известен, стал

«крестьянский» тип расписного бурака с ярким цветочным узором,

вертикально ориентированным по центру. На бурак пальцами наносили

подмалёвок основным цветом, затем кистью прописывали лепестки

цветов, оттеняя их белилами и нанося оживку на листья. Заканчивали

роспись написанием травки, а затем все изделие покрывали лаком.


Но особенно славилась богатством и

разнообразием роспись прялок,

декор которых был индивидуален, а

расположение орнамента

подчинено форме предмета. В

росписи прялок чаще использовали

композицию цветущего Дерева

Жизни.


Со второй половины XIX века мастера

народной художественной росписи стали

изображать человека в сюжетных

композициях, связанных с простыми

радостями и мечтами о лучшей жизни.

Традиции урало-сибирской росписи

продолжают жить и сейчас, благодаря

современным мастерам-художникам.

Прикладное творчество