СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
Министерство культуры Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Забайкальское краевое училище искусств»
Конспект занятия по предмету Станковая композиция
«Разработка цветового эскиза на сближенную цветовую
гамму на тему: «Многофигурная композиция»
Составитель:
Преподаватель художественных дисциплин
Лёвочкина Вероника Алексеевна
Чита 2024
2
Тема «Разработка цветового эскиза на сближенную цветовую
гамму на тему «Многофигурная композиция»
Дата: 16.04.24
Тип занятия: комбинированный (теория+практика).
Участники: студенты 3 курса «Живопись»
Цель: Развитие изобразительных способностей обучающихся через
колористическое построение в многофигурной композиции, ориентируясь на
такое художественное понятие, как «нюанс».
Задачи:
обучающие:
Научить учащихся составлять тонкую, сближенную цветовую гамму в
композиции (визуальное нахождение различных оттенков в локальных
отношениях);
установить гармоничную связь между оттенками локальных цветов,
изучить тонкую связь между ними.;
развивающие:
развитие художественного мышления, умений анализировать форму и
цвет предметов, сравнивать предметы между собой и с фоном, умение
видеть тонкие тональные и цветовые отношения натуры;
развитие цветового восприятия.
воспитывающие:
воспитание чуткости восприятия натуры;
воспитание культуры зрительного восприятия и художественного
вкуса.
Новые термины: Нюанс, «сфумато».
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
практический.
Материалы и оборудования:
Для педагога:
ноутбук, проектор, экран;
3
образцы работ учащихся из методического фонда (прошлых лет);
репродукции с изображением композиций в тонкой, светлой цветовой
гамме.
Таблицы (свето-тоновые растяжки локальных цветов;
Сборник музыкальных произведений Дебюси и Скрябина.
Для обучающихся:
Утвержденный композиционный эскиз (формат А-5);
Масляные краски, палитра, кисти (круглые, плоские);
План урока:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Введение в новый материал. 8 мин.
3. Практическая часть . 30 мин.
4. Подведение итогов занятие. 5 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие
Проверка готовности к урока
2. Введение в новый материал.
Тема нашего занятия «Разработка цветового эскиза на сближенную цветовую
гамму на тему «Многофигурная композиция». У каждого из вас есть уже
утверждённый ранее композиционный эскиз, с которым мы сегодня будем
работать. Целью нашего урока является развитие изобразительных
способностей обучающихся через колористическое построение в
многофигурной композиции, ориентируясь на нюанс. Одной из учебных
задач нашего сегодняшнего урока – это написать композиционный этюд на
сближенную цветовую гамму, используя такое понятие, как «Нюанс».
Итак, что же такое «Нюанс» и где она встречается? «Нюанс» — это легкое,
едва уловимое различие. В изобразительном искусстве так называется тонкий
переход от одного оттенка к другому, мягкие градации света и тени. Этот
термин пришел в русский язык из французского, где nuance означает
«оттенок, тонкое различие». Само слово образовалось от глагола nuer —
«подбирать цвета, оттенять». Стоит различать нюансы и контрасты. Так,
контрастные композиции строятся на резком противопоставлении — белого
4
и черного, зеленого и красного, теплого и холодного. Они рассчитаны на
быстрый и сильный эффект, на яркое эмоциональное воздействие. Нюансы
же предполагают более вдумчивый и долгий осмотр произведения. Они
раскрываются по мере рассматривания композиции, усиливают впечатление
от глубины цвета и его переливов, подчеркивают богатство палитры
художника. Если окунуться ненадолго в историю искусств, то мы можем
увидеть, что плавные переходы цвета видны уже в ранних произведениях
живописи. Например, на фаюмских портретах — погребальных портретах
Древнего Египта I—III веков. Цвет кожи изображенного складывался из
множества тонких оттенков: от розового до светло-бежевого. изображение
фигуры человека в разные эпохи по разному. Большого мастерства в
нюансировках достигли древнерусские иконописцы. Они писали образы
постепенно, нанося краски слой за слоем: сначала накладывали темный тон,
затем постепенно его высветляли. Также они добавляли мягкие
«подрумянки» и «притинки» — розоватые оттенки и легкие притенения.
Большое внимание нюансам уделяли художники Возрождения. Леонардо да
Винчи даже создал прием сфумато — мягкое, постепенное размытие
контуров, словно уходящих в тень. Среди известных русских картин есть
немало работ, построенных именно на нюансах. Например, «В парке» Исаака
Левитана 1880 года. Мастер создал ее с помощью множества оттенков
зеленого: от светло-салатового до глубокого болотного. Он плавно выводил
переходы между теплыми и холодными тонами, сочетал разбеленные и
насыщенные оттенки зеленого. В наше время художники также используют
нюансировку. Например, абстрактная живопись Ивана Новикова часто
строится на аккуратных цветовых нюансах. Кроме того, оттенки разных его
картин перекликаются друг с другом. В наше время художники также
используют нюансировку. Например, абстрактная живопись Ивана Новикова
часто строится на аккуратных цветовых нюансах. Кроме того, оттенки
разных его картин перекликаются друг с другом. Термин «нюанс» не
ограничивается только изобразительным искусством. Тонкие звуковые
сочетания в музыке, оттенки смысла в литературном произведении — все это
также называется нюансами. Например, русская меценатка Маргарита
Морозова описывала музыку Александра Скрябина этим термином:
“ Сколько красоты, нежности и певучести было в звуке, какое pianissimo,
какая тонкость нюансов, какая нездешняя легкость...»
Итак, давайте приступим к практической части, давайте попытаемся создать
тонкий, лёгкий колорит в своём композиционном эскизе. Наша задача
состоит в том, чтобы написать этюд в светлой, сближенной цветовой гамме,
5
используя такое художественное понятие, как «нюанс». Вам нужно будет
самостоятельно произвести художественный отбор в красках (цветах),
выбрать те цвета и оттенки, которые соответствуют нашей художественной
задаче. Вам нужно будет максимально плодотворно поработать с палитрой, и
найти множество оттенков, которые будут создавать наш художественный
образ, а именно светлое, тонкое настроение композиции. В помощь нам
будет музыкальное сопровождение произведений великих композиторов
Скрябина и Дебюси.
Приступаем к работе.
3.Практическая часть.
В ходе работы преподаватель демонстрирует студентам методику
смешивания цветов на палитре. Далее студенты работают самостоятельно с
композиционным эскизом, создавая в нём тонкий колорит (сближенную
цветовую гамму). Во время работы учащиеся смотрят на выполненные
работы студентов прошлых лет. В ходе самостоятельной работы,
преподаватель курирует работу студентов, т.е. выполняет роль наставника.
4.Подведение итогов занятия, мини выставка.
В завершении урока преподаватель предлагает выставить на мольбертах свои
цветовые эскизы. Организуется небольшая выставка и обсуждение работ
учащихся. В ходе обсуждения выявляются и обосновываются удачные
цветовые решения, соответствующие задачам урока. Далее дается домашнее
задание студентам, которое соответствует новой для них темы, а именно
«Многофигурная композиция», и включает в себя цветовые эскизы на
сближенную цветовую гамму.
Министерство культуры Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Забайкальское краевое училище искусств»
Конспект занятия по предмету Станковая композиция
«Разработка цветового эскиза на сближенную цветовую
гамму на тему: «Многофигурная композиция»
Составитель:
Преподаватель художественных дисциплин
Лёвочкина Вероника Алексеевна
Чита 2024
2
Тема «Разработка цветового эскиза на сближенную цветовую
гамму на тему «Многофигурная композиция»
Дата: 16.04.24
Тип занятия: комбинированный (теория+практика).
Участники: студенты 3 курса «Живопись»
Цель: Развитие изобразительных способностей обучающихся через
колористическое построение в многофигурной композиции, ориентируясь на
такое художественное понятие, как «нюанс».
Задачи:
обучающие:
Научить учащихся составлять тонкую, сближенную цветовую гамму в
композиции (визуальное нахождение различных оттенков в локальных
отношениях);
установить гармоничную связь между оттенками локальных цветов,
изучить тонкую связь между ними.;
развивающие:
развитие художественного мышления, умений анализировать форму и
цвет предметов, сравнивать предметы между собой и с фоном, умение
видеть тонкие тональные и цветовые отношения натуры;
развитие цветового восприятия.
воспитывающие:
воспитание чуткости восприятия натуры;
воспитание культуры зрительного восприятия и художественного
вкуса.
Новые термины: Нюанс, «сфумато».
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
практический.
Материалы и оборудования:
Для педагога:
ноутбук, проектор, экран;
3
образцы работ учащихся из методического фонда (прошлых лет);
репродукции с изображением композиций в тонкой, светлой цветовой
гамме.
Таблицы (свето-тоновые растяжки локальных цветов;
Сборник музыкальных произведений Дебюси и Скрябина.
Для обучающихся:
Утвержденный композиционный эскиз (формат А-5);
Масляные краски, палитра, кисти (круглые, плоские);
План урока:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Введение в новый материал. 8 мин.
3. Практическая часть . 30 мин.
4. Подведение итогов занятие. 5 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие
Проверка готовности к урока
2. Введение в новый материал.
Тема нашего занятия «Разработка цветового эскиза на сближенную цветовую
гамму на тему «Многофигурная композиция». У каждого из вас есть уже
утверждённый ранее композиционный эскиз, с которым мы сегодня будем
работать. Целью нашего урока является развитие изобразительных
способностей обучающихся через колористическое построение в
многофигурной композиции, ориентируясь на нюанс. Одной из учебных
задач нашего сегодняшнего урока – это написать композиционный этюд на
сближенную цветовую гамму, используя такое понятие, как «Нюанс».
Итак, что же такое «Нюанс» и где она встречается? «Нюанс» — это легкое,
едва уловимое различие. В изобразительном искусстве так называется тонкий
переход от одного оттенка к другому, мягкие градации света и тени. Этот
термин пришел в русский язык из французского, где nuance означает
«оттенок, тонкое различие». Само слово образовалось от глагола nuer —
«подбирать цвета, оттенять». Стоит различать нюансы и контрасты. Так,
контрастные композиции строятся на резком противопоставлении — белого
4
и черного, зеленого и красного, теплого и холодного. Они рассчитаны на
быстрый и сильный эффект, на яркое эмоциональное воздействие. Нюансы
же предполагают более вдумчивый и долгий осмотр произведения. Они
раскрываются по мере рассматривания композиции, усиливают впечатление
от глубины цвета и его переливов, подчеркивают богатство палитры
художника. Если окунуться ненадолго в историю искусств, то мы можем
увидеть, что плавные переходы цвета видны уже в ранних произведениях
живописи. Например, на фаюмских портретах — погребальных портретах
Древнего Египта I—III веков. Цвет кожи изображенного складывался из
множества тонких оттенков: от розового до светло-бежевого. изображение
фигуры человека в разные эпохи по разному. Большого мастерства в
нюансировках достигли древнерусские иконописцы. Они писали образы
постепенно, нанося краски слой за слоем: сначала накладывали темный тон,
затем постепенно его высветляли. Также они добавляли мягкие
«подрумянки» и «притинки» — розоватые оттенки и легкие притенения.
Большое внимание нюансам уделяли художники Возрождения. Леонардо да
Винчи даже создал прием сфумато — мягкое, постепенное размытие
контуров, словно уходящих в тень. Среди известных русских картин есть
немало работ, построенных именно на нюансах. Например, «В парке» Исаака
Левитана 1880 года. Мастер создал ее с помощью множества оттенков
зеленого: от светло-салатового до глубокого болотного. Он плавно выводил
переходы между теплыми и холодными тонами, сочетал разбеленные и
насыщенные оттенки зеленого. В наше время художники также используют
нюансировку. Например, абстрактная живопись Ивана Новикова часто
строится на аккуратных цветовых нюансах. Кроме того, оттенки разных его
картин перекликаются друг с другом. В наше время художники также
используют нюансировку. Например, абстрактная живопись Ивана Новикова
часто строится на аккуратных цветовых нюансах. Кроме того, оттенки
разных его картин перекликаются друг с другом. Термин «нюанс» не
ограничивается только изобразительным искусством. Тонкие звуковые
сочетания в музыке, оттенки смысла в литературном произведении — все это
также называется нюансами. Например, русская меценатка Маргарита
Морозова описывала музыку Александра Скрябина этим термином:
“ Сколько красоты, нежности и певучести было в звуке, какое pianissimo,
какая тонкость нюансов, какая нездешняя легкость...»
Итак, давайте приступим к практической части, давайте попытаемся создать
тонкий, лёгкий колорит в своём композиционном эскизе. Наша задача
состоит в том, чтобы написать этюд в светлой, сближенной цветовой гамме,
5
используя такое художественное понятие, как «нюанс». Вам нужно будет
самостоятельно произвести художественный отбор в красках (цветах),
выбрать те цвета и оттенки, которые соответствуют нашей художественной
задаче. Вам нужно будет максимально плодотворно поработать с палитрой, и
найти множество оттенков, которые будут создавать наш художественный
образ, а именно светлое, тонкое настроение композиции. В помощь нам
будет музыкальное сопровождение произведений великих композиторов
Скрябина и Дебюси.
Приступаем к работе.
3.Практическая часть.
В ходе работы преподаватель демонстрирует студентам методику
смешивания цветов на палитре. Далее студенты работают самостоятельно с
композиционным эскизом, создавая в нём тонкий колорит (сближенную
цветовую гамму). Во время работы учащиеся смотрят на выполненные
работы студентов прошлых лет. В ходе самостоятельной работы,
преподаватель курирует работу студентов, т.е. выполняет роль наставника.
4.Подведение итогов занятия, мини выставка.
В завершении урока преподаватель предлагает выставить на мольбертах свои
цветовые эскизы. Организуется небольшая выставка и обсуждение работ
учащихся. В ходе обсуждения выявляются и обосновываются удачные
цветовые решения, соответствующие задачам урока. Далее дается домашнее
задание студентам, которое соответствует новой для них темы, а именно
«Многофигурная композиция», и включает в себя цветовые эскизы на
сближенную цветовую гамму.