Публикации педагогов

Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Дизайн" по предмету "Рисунок"

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа № 1 им. Л.А. Горды»
Дополнительная предпрофессиональная программа
в области изобразительного искусства

«Дизайн»

Предметная область
ПО.01. Художественное творчество

ДИЗАЙН

ПО.01. УП.01. РИСУНОК

Сургут 2024 г.

2

«Согласовано»
Методическим советом
образовательного учреждения
протокол 1/п-с от 31.08.2023 г.

Директор МБУДО
«ДХШ № 1 им. Л.А. Горды»
Н.П. Жаркова
Приказ от 31.08.2023 г. № 203

Разработчик: О.А. Рябова, преподаватель МБУДО «Детская художественная
школа № 1 им. Л.А. Горды».
Редактор: Н.П. Жаркова, директор МБУДО «Детская художественная школа № 1
им. Л.А. Горды»
Рецензент: Н.Ю. Даутова преподаватель высшей квалификационной
категории МБУДО «ДХШ №1 им. Л.А. Горды»

Структура программы учебного предмета:
I.Пояснительная записка.
II. Учебно-тематический план.
III. Содержание учебного предмета.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.
V. Формы и методы контроля, система оценок. Аттестация: цели, виды
форма, содержание
VI. Методическое обеспечение учебного процесса.
VII. Средства обучения.
VIII. Список литературы.

I.Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Дизайн».
Рисунок - является основополагающим учебным предметом в художественном
образовании и является определенной системой обучения и воспитания, планомерного
изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа
включает целый ряд теоретических и практических заданий, которые помогают познать
и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения природных форм,
объема, перспективы, конструкции и овладеть навыками графического изображения. Для
правильного построения предметов и передачи их трёхмерности на плоскости листа
используем конструктивный рисунок. Недостаточно внимательное отношение к
конструктивному рисунку геометрических тел скажется на всех последующих заданиях
по рисунку.
В учебном процессе такие предметы как «Рисунок», «Живопись» и «Основы дизайн
проектирование» дополняют друг друга, эти предметы изучаются взаимосвязано, что
способствует целостному восприятию и поэтапному прохождению образовательной
программы «Дизайн». Учащиеся учатся наблюдательности, внимательности,
запоминанию увиденного, осваивают основы перспективы, приобретают навыки
последовательной работы над рисунком от общего к частному и от частного к общему,
осваивают технические приемы в рисунке от самых простых до более сложных. Кроме
того, проводится работа над «постановка глаза», «целостное видение», «твердости
руки».

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы «Рисунок» с 5 (6) -летним сроком обучения: аудиторные
занятия в 1-3 класс – два часа, 4-5 классах – три часа; самостоятельная работав 1- 3
классах – два часа, 4-5 класс – три часа.

Форма проведения аудиторных занятий

Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме
аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия
по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме
мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение
домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей,
музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Реализация предмета на 5(6) лет:
При реализации программы «Дизайн» со сроком обучения 5(6) лет срок
реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 5(6) лет.
Рекомендуемая продолжительность учебных занятий с 1 по 3 классы составляет:
• первое полугодие 32 часа,
• второе полугодие 34 часов.
Рекомендуемая продолжительность учебных занятий с 4 по 6 класс составляет:
• первое полугодие 48 часов,
• второе полугодие 51 час.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок»
составляет:
Недельная нагрузка (в часах):

Аудиторные занятия Неделя/время
1 – 3 класс 2 ч.
4 – 6 класс 3 ч.
Самостоятельная работа Неделя/время
1– 3 классы 2 ч.
4 – 6 классы 3 ч.

Цель и задачи учебного предмета

Цель:
• художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
• раскрытие и формирование творческого потенциала;
• приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету;
• развитие у учащегося способности мыслить объёмами в пространстве и видеть
сложность мира через простые понятия;
• научить ребенка передавать в двухмерном пространстве плоскости трёхмерный объём;
• подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства;
Задачи:
Главной образовательной задачей в процессе обучения является задача развития
творческого мышления и пространственно- графического воображения;
• освоение терминологии предмета «Рисунок»;
• приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по
памяти предметы окружающего мира;
• формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения
технических и творческих задач;
• приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками,
зарисовками, эскизами;

• формирование навыков передачи объема и формы, четкого конструктивного
построения, передачи перспективы, плановости предметов материальности, фактуры.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе «Дизайн», отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы

обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного
материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Оборудование:
Мастерская по рисунку должна быть оснащена:
• мольбертами, табуретами, стульями, подиумами, софитами, натурным фондом.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета,
сведения о затратах учебного времени,
графике промежуточной и итоговой аттестации

При реализации программы «Дизайн» с нормативным сроком обучения 5 лет общая
трудоемкость учебного предмета «Рисунок» составляет 792 часов, в том числе
аудиторные занятия - 396 часов, самостоятельная работа - 396 часов.
При реализации программы «Дизайн» с нормативным сроком обучения 6 лет общая
трудоемкость учебного предмета «Рисунок» составляет 990 часов, в том числе
аудиторные занятия - 495 часов, самостоятельная работа - 495 часов.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
Срок освоения образовательной программы «Дизайн» 5 лет

Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки

Затраты учебного времени, график
промежуточной аттестации



Раздел 2. Наброски головы в разных ракурсах.

2.1. Наброски фигуры. урок 12 6 6
Наброски головы человека. Пятно. 6 3 3
Наброски головы человека. Линия. 6 3 3
Итоги за 1 полугодие 96 48 48

2 полугодие

Раздел 3. Конструкция и пропорции в перспективе.

3.1. Гипсовая голова. урок 30 15 15

Гипсовая голова. Компоновка и построение. 6 3 3
Гипсовая голова. Работа легким тоном. 6 3 3
Гипсовая голова. Работа легким тоном над
объемом.

6 3 3
Гипсовая голова. Обобщение легким тоном. 6 3 3
Гипсовая голова. Завершение. 6 3 3
3.2. Сложная архитектурная деталь. урок 24 12 12
Сложная архитектурная деталь.
Компоновка и построение.

6 3 3

Сложная архитектурная деталь.
Конструкция и анатомия.

6 3 3

Сложная архитектурная деталь.
Работа легким тоном.

6 3 3

Сложная архитектурная деталь.
Завершение.

6 3 3

Раздел 4. Тональный длительный рисунок

4.1. Тематический натюрморт. урок 36 18 18
Тематический натюрморт. Компоновка и
построение.

6 3 3
Тематический натюрморт. Работа тоном. 6 3 3
Тематический натюрморт. Работа тоном над
объемом.

6 3 3

Тематический натюрморт. Работа тоном над
глубиной и пространством.

6 3 3

Тематический натюрморт. Обобщение
тоном.

6 3 3

Тематический натюрморт. Завершение
работы.

6 3 3

Раздел 5. Многофигурная композиция в интерьере.

5.1. Наброски фигуры в движении. урок 12 6 6
Наброски фигуры в движении. Сидящая и
стоящая фигуры.

6 3 3

Наброски фигуры в движении.
Многофигурная композиция. Зачет.
(промежуточная аттестация).

6 3 3

Итого 102 51 51
Итоги за год 198 99 99
*№ включает: -№ раздела;
-№ темы раздела;

-№ занятия (3 урока и более) темы раздела.
III. Содержание учебного предмета.
Годовые требования.

Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом линейно конструктивного
рисунка с соединением набросков и сочетанием длительного, тонального рисунка, с расчетом
расширения и усовершенствования возможностей программы. Содержание программы
учебного предмета, построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом
особенностей их объемно-пространственного мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в
обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений
видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших
упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. В первые годы, на
примере рисования простых форм предметов дается представление о наглядной
(наблюдательной) перспективе, понятия о светотеневых отношениях, некоторые сведения о
пластической анатомии животных и человека. В последующие годы обучения осуществляется
переход к изображению более сложных комбинированных форм, изучаются законы линейной и
воздушной перспективы, приемы решения линейно-конструктивного, живописного и
творческого рисунка, передача пространства. Постепенно обучающие приобретают навыки
последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к
обогащенному общему. На завершающем этапе обучения происходит ознакомление с основами
пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы
человека. Значительно расширяются и усложняются композиционные, пространственные и
тональные задачи в рисовании натюрмортов и интерьеров. Последний год обучения включает
задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные
учебные заведения.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние
(самостоятельные) задания. Содержание учебного предмета распределено по следующим
разделам и темам:
- технические приемы в освоении учебного рисунка;
- построение геометрических фигур в перспективе.
- живописный рисунок. Фактура и материальность.
- построение и пропорции фигуры.
- построение геометрических фигур в перспективе.
- тональный длительный рисунок.
- линейное построение.
- построение и пластика фигуры.
- творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами.
- линейно-конструктивный рисунок.
- остроение статика динамика фигуры.
- конструктивный, тональный рисунок на фактуры.
- тональный длительный рисунок. Фактура и материальность.
- пропорциональное построение фигуры.
- эмоциональный рисунок фигуры
- законы перспективы. Светотень.

- многофигурный, быстрый и эмоциональный рисунок
- статичная фигура в интерьере.
-динамичная фигура в интерьере.
- наброски головы в разных ракурсах
- конструкция и пропорции в перспективе.

Первый год обучения
1 полугодие

Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка

1.1. Тема: Вводная беседа о рисунке.
Организация работы. Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация
рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами,
принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство
с понятиями «линия», «штрих», «пятно».
1.2. Тема: Упражнение графические изобразительные средства.
Графические изобразительные средства. Учимся компоновке, используем карандаш как
измерительный инструмент. На листе выполняется 4 задания:
1. Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий и деление линий на равные
отрезки (четные и нечетные) части;
2. Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона, понятие что такое «тон»
и «сила тона»;
а) Тоновая растяжка от светлого к темному
б) Тоновая растяжка от темного к светлому.
Материал: Бумага для черчения, простые карандаши (Н, НВ), ластик. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
1.3. Тема: Упражнение шахматная доска.
Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона.
Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных
линий. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши (Н, НВ, В), ластик. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки шахматной доски по памяти.
1.4.Тема: Упражнение геометрического орнамента.
Использование геометрических элементов (квадрат, окружность, треугольник, ромб и т.д. из
которых составляется квадратный орнаментальный модуль и выстраевается в орнаментальную
линейку. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки овощей.
1.5. Тема: Упражнение на фактуры.
Рисунок простейших природных форм с натуры, пример аудиторных заданий: а) разные
листья (рябины, березы и т.д.); б) перьев, в) насекомых, г) коры деревьев.
Освоение понятия «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке
Совершенствование техники работы штрихом.
Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки фруктов.
1.5. Тема: Упражнение на конструктивное построение предметов.
Беруться два предмета быта разных масштабов и форм и простраиваются. Изучение
компоновки и построения, понятия «осевые линии», «элипс», «плановость».
Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3.
Самостоятельная работа: конструктивная зарисовка предмета.

2 полугодие

Раздел 2. Построение геометрических фигур в перспективе.

2.1. Тема: Упражнение. Построение гипсового цилиндра.
Знакомство с понятием перспективы. Анализ перспективных сокращений в зависимости от
положения уровня глаз рисующего. Изучение композиции с применением линейно-
конструктивного построения цилиндра, с добавлением легкого тона. Применение линий
различного характера для выразительности рисунка и работой над объемом с помощью
тональных переходов. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые
карандаши, ластик. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки крупных бытовых предметов.
2.2. Тема: Упражнение. Построение гипсового конуса.
Знакомство с понятием перспективы. Анализ перспективных сокращений в зависимости от
положения уровня глаз рисующего. Изучение композиции с применением линейно-
конструктивного построения конуса, с добавлением легкого тона. Применение линий
различного характера для выразительности рисунка и работой над объемом с помощью
тональных переходов. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые
карандаши, ластик. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки металлических бытовых предметов.
2.3. Тема: Упражнение. Построение гипсового шара.
Знакомство с понятием перспективы. Анализ перспективных сокращений в зависимости от
положения уровня глаз рисующего. Изучение композиции с применением линейно-
конструктивного построения шара, с добавлением легкого тона. Применение линий различного
характера для выразительности рисунка и работой над объемом с помощью тональных
переходов. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши,
ластик. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки деревянных бытовых предметов.
Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и материальность.

3.1. Тема: Чучело птицы мягким материалом.
Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела, знакомство с приемами работы мягким
материалом. Композиция листа, пропорции и выразительность силуэта. Передача
материальности меха. Освещение: естественное. Материал: Бумага для черчения, уголь, сепия,
соус. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки мягких игрушек.

Раздел 4. Построение и пропорции фигуры.

4.1. Тема: Наброски фигуры. Линейный рисунок.
Линейные наброски фигуры человека с изучением пропорций и построения. Материал:
Бумага для набросков, крафт, уголь, сепия, соус, пастельные карандаши. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки людей линией и пятном.
Второй год обучения
1 полугодие

Раздел 1. Построение геометрических фигур в перспективе.

1.1. Тема: Упражнение. Построение гипсового куба
Линейно-конструктивное построение гипсового куба в три четверти с двумя точками схода
ниже уровня глаз. Введение легкого тона. Закрепление понятия об уровне линии горизонта,
точка схода). Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками
схода. Освещение: Верхнее боковое.

Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3.
Самостоятельная работа: линейно-конструктивные зарисовки двери, окна, стола, стула и т.д.
1.2. Тема. Натюрморт из двух гипсовых тел.
Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар или куб) с
добавлением одного фрукта (яблока, груши), расположенных на низком горизонте. Анализ
конструктивной формы тел вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы.
Особенности передачи объема. Фон нейтральный серый.
Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик.
Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.
1.3. Тема. Конструктивный рисунок комнатного растения.
Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и предметами простой формы
на светлом фоне. Композиция листа. Поэтапное построение, выявление пластики и конструкции
цветка работа легким тоном. Выразительная передача образа, формы и строения растения.
Различное расположение листьев в пространстве. Знакомство с перспективными явлениями при
рисовании с натуры растительных форм. Освещение: Верхнее боковое. Материал: бумага для
черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки домашних растений и цветов.
Раздел 2. Тональный длительный рисунок.

2.1. Тема. Натюрморт предметов быта на светлом фоне.
Предметы различные по тону и материалу.
Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов домашнего обихода.
Выявление знаний, умений, навыков полученных во втором классе. Освещение: Верхнее.
Материал: бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3.
Самостоятельная работа: копирование рисунков ткани.
2.2. Тема. Натюрморт предметов быта на темном фоне.
Натюрморт предметов быта на темном фоне из предметов призматической формы. (книги,
коробки, шкатулки и т.д.), расположенных на низком горизонте Возможно включение мелких
предметов. Композиционное размещение, прорисовка конструкции, уточнение пропорций и
перспективного построения. Тональная проработка формы предметов. Обобщение тональных
отношений.
Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик.
Формат: А3.
Самостоятельная работа: Зарисовки стеклянных предметов.
Раздел 3. Построение и пропорции фигуры.

3.1. Тема. Наброски фигуры.
Рисунок силуэта фигуры. Построение и пропорции.
Материал: Бумага для набросков, крафт, уголь, сепия, соус, пастельные карандаши.
Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки сидящих фигур людей.
2 полугодие

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность.

4.1. Тема. Рисунок чучела птицы.
Рисование птиц, различных по характеру формы и тональной окраске. Углубление знаний об
особенностях живописного рисунка. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта.

Передача материальности оперения. Освещение естественное. Освещение: Естественное.
Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3-А2.
Самостоятельная работа: Зарисовки птиц по памяти.
Раздел 5. Линейное построение.

5.1. Тема. Конструктивный натюрморт из предметов призматической и
цилиндрической формы.
Натюрморт из предметов быта (книги, коробки, шкатулки и т.д.), расположенных ниже
уровня глаз. Возможно включение мелких предметов. Композиционное размещение,
прорисовка конструкции, уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная
проработка формы предметов. Обобщение тональных отношений. Выявление знаний, умений,
навыков полученных во втором классе. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для
черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3-А2.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта, имеющих призматическую форму с
натуры и по памяти.

Раздел 6. Тональный длительный рисунок.
6.1. Тема. Натюрморт из двух предметов, светлых по тону на сером фоне.
Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта различных по тону и
материалу, один из которых имеет комбинированную форму, на уровне глаз обучающегося.
Композиция листа, выбор формата. Точность передачи пропорций и силуэта предметов. Фон
нейтральный, средний по тону. Освещение нижнее боковое. Освещение: Верхнее боковое.
Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3-А2.
Самостоятельная работа: зарисовки овощей и фруктов.
6.2. Тема. Натюрморт из предметов простой формы, разных по тону и материалу.
Рисунок натюрморта из деревянных и глиняных предметов кухонной утвари и домашнего
обихода. Выявление знаний, умений, навыков полученных во втором классе. Освещение:
Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, пастельные карандаши, уголь, соус, сепия.
Формат: А3-А2.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов различных по материалу (дерево, стекло,
металл и т.д.).

Раздел 7. Построение и пластика фигуры.

7.1. Тема. Наброски фигуры.
Построение и пропорции. Наброски фигуры человека пятном. Материал: Бумага для
набросков, крафт, уголь, сепия, соус, пастельные карандаши. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки стоящих фигур людей.
Третий год обучения
1 полугодие

Раздел 1. Творческий рисунок.

Создание художественного образа графическими средствами.

1.1. Тема. Осенний натюрморт на конструкцию.
Натюрморт на конструкцию из предметов быта с возможным введением (рябины, тыкв,
грибов, плетеных корзин и туесов и т.д.). Освоение принципов последовательности ведения
рисунка, умение доводить рисунок до определенной степени завершенности. Овладение
начальными навыками целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления,
работа над эскизом. Фон нейтральный. Освещение: Верхнее боковое. Материалы: Бумага для
черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А2.
Самостоятельная работа: зарисовки веток рябины, березы и т.д.

Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок.

2.1. Тема. Композиция из сквозных летающих предметов.
Сквозное, конструктивное построение в разных ракурсах трех и более предметов (бидонов,
крынок, бутылок, чайников и т.д.) с наложением друг на друга, работа с передними планами.
Рисунок без тона направлен на изучение конструкций и пластики предметов. Освещение:
естественное. Материалы: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А2.
Самостоятельная работа: зарисовки конструкций предметов быта.
2.2. Тема. Конструктивный натюрморт на низком горизонте.
Натюрморт на конструкцию на низком горизонте с добавлением ткани со складками и одного
лежащего предмета (горшок, корзина). Изучение построения, с введением легкого тона.
Освещение: верхнее. Материалы: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат:
А2.
Самостоятельная работа: зарисовки ткани со складками.

Раздел 3. Построение статика динамика фигуры.

3.1. Тема. Наброски фигуры.
Наброски стоящей фигуры линией и пятном. Материал: Бумага для набросков, крафт, уголь,
сепия, соус, пастельные карандаши. Формат: А3.
Самостоятельная работа: зарисовки фигур людей неотрывной линией.

2 полугодие

Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок.
4.1. Тема. Натюрморт из 2-3ех гипсовых геометрических тел.
Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар или куб) с
добавлением одного фрукта (яблока, груши), расположенных на низком горизонте. Анализ
конструктивной формы тел вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы.
Особенности передачи объема. Фон нейтральный серый.
Освещение: Верхнее боковое. Материалы: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик.
Формат: А2.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.
Раздел 5. Конструктивный, тональный рисунок на фактуры.

5.1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы.
Линейно-конструктивный рисунок чучела птицы с введением легкого тона. Выявление
конструктивных особенностей формы. Точность передачи характерности изображаемого
предмета. Фон нейтральный светлый. Освещение: Верхнее боковое.
Материал: На выбор: 1. Пастельная бумага и работа мягким материалом уголь, соус, сепия и
пастельные карандаши; 2. Бумага для черчения, простые карандаши. Формат: А2.
Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.

Раздел 6. Тональный длительный рисунок. Фактура и материальность.

6.1. Тема. Тематический натюрморт на низком горизонте.
Тематический натюрморт на низком горизонте из крупного предмета быта с введением
гипсовой розетки. Тональный рисунок предметов быта, расположенных ниже уровня глаз
(можно на полу). Предметы натюрморта контрастны по тону и размеру. Особенности передачи
перспективного сокращения (ракурса). Выделение композиционного центра. Выявление
больших тональных отношений. Передача объема предметов и пространства в натюрморте.
Освещение: Верхнее боковое. Материалы: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик.
Формат: А2
Самостоятельная работа: зарисовки крупных предметов, ведер корзин.
Дополнительное образование