Публикации педагогов

Методическое сообщение "Технология создания линогравюры"

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детская школа искусств
станицы Архангельской муниципального образования

Тихорецкий район

Методическое сообщение

«Технология создания линогравюры»

Преподавателя МБУДО
ДШИ ст. Архангельской
МО Тихорецкий район
Чухирь Д.А.

2019 г.

2
Содержание

1.Введение.
2. Линогравюра, как вид печатной графики.
3.Этапы работы над линогравюрой.
4. Работы учащихся.
5. Литература.

3
Введение.

Гра́фика (др.-греч. от γράφω «записывать, писать») — вид изобразительного
искусства, в качестве основных изобразительных средств использующий линии,
штрихи, пятна и точки. Также может применяться и цвет. Но в графике он
выступает в качестве вспомогательного. При работе над прорезной гравюрой и
всех видах высокой печати обычно используют от одного или двух цветов и до
бесконечности, в зависимости от замысла и мастерства художника. Кроме
основного чёрного или коричневых оттенков сангины, сепии, умбры, можно
использовать белый, как фон и как дополнительный цвет на тонированной
бумаге. В графическом искусстве широко используют контурную линию, штрих,
пятно, разчичные по форме, которая зависит от способа нанесения этих самых
изобразительных средств на форму. Если художник создает реалистичную работу,
он может использовать штрихи всевозможной формы, которую позволяют
сделать штихеля и инструменты для создания нужного изображения .
По способу создания изображения, «графика» включает в себя:
- печатную или тиражную;
- уникальную графику.
Уникальная графика — это работы, созданные в единственном экземпляре
(рисунок, набросок, плакат и т. д). Печатная графика — это произведения,
созданные с использованием печатных форм, с которых печатают
тираж эстампов (от 2-3 оттисков до 500—1000 экземпляров, в зависимости от
техники и задачи).
Преимущество печатной графики состоит в том, что можно сделать
несколько копий , мало отличающихся друг от друга , но все же имеющих
стилистику одного художника-автора, это можно сделать за довольно короткий
период времени. Уникальная графика создается в единственном экземпляре и
повтор в точности одной и той же работы , созданной вручную, не возможен.
Существует множество видов графических работ , создающихся с помощью
печатных форм – это ксилография, офорты, литография и т. д. В этой работе речь
пойдет о линогравюре.

4

2. Линогравюра, как вид печатной графики.

Линогравюра – это вид печатной графики, где в качестве печатной формы
используется линолеум. Она может быть как монохромная, так и цветная. В этой
технике можно выполнять как самостоятельные произведения, так и различные
монограммы, экслибрисы (книжные знаки), книжные иллюстрации.
Возникла линогравюра в начале XX века.
Основными выразительными средствами в этом виде графики выступают силуэт
и пятно. Одними из первых мастеров Линогравюры были художники -
экспрессионисты группы «Мост». В этой технике работали: А. Матисс (1938-
1952 гг. около 70 линогравюр), П. Пикассо (с 1959 экспериментировал над
созданием цветной линогравюры), Ф. Мазерель; К. Флайт в Англии; Р. Босман в
Австралии; Э. Паккард и Б. Рэндолл в США; П. Нильсен в Дании. В странах, где в
следствие особой политической обстановки, требовалась большая работа по
агитации населения, линогравюра получила широкое распространение. Это такие
страны как - Латинскоя Америка (гравёры «Мастерской народной графики»),
Мексика (А. Гарсия Бустос ,Л. Мендес, А. Бельтран); Чили (К. Эрмосильо

Альварес)
. А. Якимченко. Постройка моста (гравюра на
линолеуме)

В России Линогравюра появилась около
1907 года. Первыми мастерами были В.Д.
Фалилеев ,И.Н. Павлов, Н.А.
Шевердяев. Фалилеев работал в области
пейзажной цветной гравюры. Павлов
работал с использованием линогравюры
в качестве книжной иллюстрации. В
технике линогравюры работали такаие
русские художники как: И.А. Соколов (
пейзажи, портреты, натюрморты), А.Г. Якимченко, А.А. Дейнека, С.Б. Юдовин;,
В.М. Ермолаева, В.Д. Замирайло, Б.М. Кустодиев, В.И. Козлинский, К.Е.
Костенко, Д.И. Митрохин, Л.С. Попова, А.М. Родченко, О.В. Розанова, В.Ф.

5

Степанова, Е.И. Турова, А.А. Успенский, Н.М. Чернышёв, В.А. Фаворский, С.Б.
Юдовин. В 1960-1990-е годы выполнялись работы в технике линогравюры как
самостоятельные произведения, а также она применялась для книжной
иллюстрации.

С. Колесников. «В Монголии» (гравюра на линолеуме)

6

В настоящее время так же множество художников работают в технике
линогравюры. Это может быть практически любая продукция - книжные
иллюстрации, упаковки, шрифты, используется в качестве изображения для
нанесения на любой вид одежды, художники создают открытки, рекламные

постеры и т. д.
Карин Райтер

7

Анна Муратова."Братва"

Элемент открытки

8

Элемент открытки

Элемент открытки

9

экслибрис

3.Этапы работы над линогравюрой.

Для создания учебной работы, необходим линолеум (можно выбрать
обычный для пола, главное выбрать не сильно твердый, без утеплителя с
обратной стороны и без фактуры).
Для гравирования по линолеуму основным инструментом является угловая
стамеска, которая должна быть сделана из хорошей стали и иметь внутри
конусного углубления острый угол.

10

При работе в школе для создания детками учебных работ мы брали резцы
по дереву.
Несколько видов и оттенков плотной бумаги, можно приобрести
специальные краски для печати по линолеуму в специализированных магазинах,
можно пользоваться типографской краской, можно использовать масляные краски
предварительно обезжирив их, чтобы излишки масла, связующего пигмент, не
оставили разводов на бумаге.
Первый этап это создание эскиза. Для образца я выбрала горный пейзаж.

После этого перенесла эскиз на линолеум.

11

Следующий этап прорезка формы. Для создания двухцветной картинки
необходимо сделать две формы. В первой прорезается только то, что будед
белым, все остальное оставляется. Печатаем нужным оттенком.

12

Затем, вырезаем вторую форму, где оставляем только те элементы, которые
должны остаться черными. Накатываем краску и печатаем аовторно по уже
существующим заготовкам, прикладывая новую форму аккуратно,чтобы рисунок
совпадал с отпечатанным оттиском.

13

Печатаем несколько копий и экспериментируем с разными оттенками
бумаги. Каждый тон создает разное состояние пейзажа.

14

15

Работы учащихся

Сухлоева Софья. 11 лет "Логотип"

Билева София. 11 лет "У булочной…"
Дополнительное образование