Публикации педагогов

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ГОД СЕМЬИ

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ГОД СЕМЬИ

2024.

Воспитатель :
Машнева Н.Ф. ,
Мальцева Т.Н.,

В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется
проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения.
Важным направлением нравственного воспитания личности
дошкольников является ориентация на семейные ценности.
С целью сохранения традиционных семейных ценностей 2024
год в России объявлен Годом семьи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования в образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие» одной из задач выступает формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
[4]. Целью Федеральной программы является разностороннее
развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-
культурных традиций. К традиционным российским духовно-
нравственным ценностям относятся, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья [3].
В «Большом толковом словаре русского языка» находим, что
под семейными ценностями понимаются как ценности, относящиеся к
семье, связанные с жизнью семьи, в семье [2].
Интересным является определение С.П. Акутиной, в котором
семейные ценности представляют собой духовно-нравственные

ориентиры, социально одобряемые и разделяемые большинством
людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие
целенаправленный процесс создания идеальной семьи [1].
Мы активно реализуем в ДОУ работу по формированию
семейных ценностей у дошкольников через проектную деятельность.
Приведем пример проекта «Семейные увлечения». Основными
задачами, которые мы решали были следующие: сформировать
понимание значимости семьи, воспитать любовь и уважение к членам
семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому у
дошкольников; активизировать внимание родителей к решению задач
по формированию семейных ценностей у дошкольников.
Основная работа заключалась в разработке и защите каждой
семьей собственного проекта «Семейные увлечения» в ДОУ в виде
мультимедийных презентаций, семейных альбомов, видеороликов.
Проект включал следующие этапы: подготовительный,
практико-внедренческий этап, аналитический, заключительный.
Каждый этап предполагал реализацию определенных мероприятий.
Подготовительный этап предполагал определение темы проекта
и обоснование его актуальность, теоретической базы, новизны, задач,
сроков, плана и этапов; разработку диагностического инструментария
по выявлению уровня сформированности понимания семейных
ценностей дошкольниками; анкеты для родителей воспитанников;
проведение исследования исходного уровня сформированности
понимания семейных ценностей дошкольниками; анкетирование
родителей.
Практико-внедренческий этап включал создание проектов
«Семейные увлечения» детьми и их родителями дома; консультации

при необходимости для уточнения вопросов, связанных с созданием
проектов.
На аналитическом этапе осуществлялся анализ, обобщение и
систематизация полученных результатов реализации задач,
направленных на формирование семейных ценностей у
дошкольников, а также демонстрация выполненного продукта,
корректировки при необходимости.
Заключительный этап предполагал защиту проектов «Семейные
увлечения» детьми и их родителями в ДОУ.
Подводя итоги, можем сказать, что семья – это основа общества,
фундамент нашего будущего. Поэтому воспитывать семейные
ценности необходимо с самого раннего возраста. Дошкольный период
детства является благоприятным возрастным этапом, когда у ребенка
закладываются основы ценностей семьи, что обусловливает
необходимость организации целенаправленной работы педагогов
дошкольного образования в данном направлении.
Список литературы

1. Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-
нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический
вестник. 2009. № 2. С. 51-54.
2. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл.
ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2008. 1536 с.
3. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования
4. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
Дошкольное образование