СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ
РАБОТЫ С ГЛИНОЙ.
Михеева Юлия Анатольевна Преподаватель МБУ ДО «ДХШ №1» г.Черногорск
Аннотация: в статье рассмотрена взаимосвязь эстетического и эмоционального восприятия у детей. Глина представлена как проводник в мир чувств и инструмент для выражения внутреннего «Я». А процесс создания керамических изделий указан как способ перевода внутренних конфликтов в творческое русло, эмоциональной разрядки и обретения внутренней гармонии. Ключевые слова: керамика, стабилизация состояния, эмоциональное развитие, глина, ребенок, творческая деятельность, эстетика. Всестороннее развитие ребенка является сподвижником в выявлении значимых путей его будущего. Для этого дети погружаются во множественные сферы деятельности, находясь в постоянном состоянии изучения и познания окружающего мира и самого себя. В таком случае обязательным в списке занятий должно быть то, что даст упор на творческую составляющую. Творчество – это фундаментальный аспект развития ребенка, играющий ключевую роль в формировании его личности, интеллекта и эмоционального благополучия. Оно охватывает все сферы жизни и играет важную роль на всех этапах детства и взросления. Стимулируя творческие способности у детей, мы даем им мощный инструмент для преодоления трудностей, которые оседают на хрупкие плечи в процессе самых повседневных событий. Чтобы облегчить тягостное состояние и повысить стрессоустойчивость, ребенку необходимо научится видеть эстетику этого мира. Встреча с прекрасным вызывает эмоциональный отклик, учит распознавать и выражать свои чувства. В свою
очередь стабилизация и развитие эмоционального состояния ребенка важны для формирования гармоничной личности. Особенно поддаются эмоциональным вызовам одаренные дети — «дети, которые значительно опережают своих сверстников в какой-либо области, демонстрируя выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).[1] Если смотреть с точки зрения того, что «до уровня одаренности можно развить любого ребенка с небольшими задатками», то нас уже окружает огромное количество одаренных детей. Достаточно правильно ориентировать их в будущей профессии. Но если придерживаться мнения о том, что «одаренность — уникальное явление», первое что необходимо - это не упустить шанс направить талант ребенка в нужное русло. «Одаренность — это качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.»[4] Какими бы не были дети талантливыми или одаренными, они в первую очередь остаются просто детьми. В зависимости от условий жизни окружающая среда может оказывать на них как положительный, так и отрицательный эффект. Как и у взрослых у детей есть свои трудности и переживания, с которыми им бывает нелегко справиться. Не найдя способа вырваться из этих условий, ребенку становится сложно применять свой талант в полную силу. Поэтому просто необходима такая творческая деятельность, которая сможет упорядочить мысли, отвлечь от мелких повседневных неприятностей и найти выход из сложной жизненной ситуации. Такой деятельностью станет пластическое творчество, а точнее лепка из глины и гончарное искусство. Пластическое искусство является одним из самых рациональных способов развития творческой стороны человека, с которого стоит начинать воспитание. Его суть состоит в том, что ребенок учится лепить определенные предметы из глины. Это та творческая деятельность, которая постепенно научит детей ценить, любить и впоследствии уважать окружающие предметы.
Ведь не зря во многих мифах и легендах народов мира образ Творца неразрывно связан с актом творения из глины. Полезно начать заниматься лепкой из глины уже в 5 лет, так как его пальчики уже достаточно окрепли для работы с таким материалом.[3] Во время работы с глиной у ребенка развивается мелкая моторика рук, происходит приобретение сенсорного опыта. В процессе создания поделки используются сразу обе руки, в этот момент пальцы соприкасаются с новым материалом, от чего улучшается активность мозговой деятельности. Использовать можно любой из способов лепки. А это: конструктивный - когда предмет создается из отдельных частей; пластический - когда все части вытягиваются из одного куска глины.[2] При этом не стоит забывать, что лепка – одно из средств эстетического воспитания, поэтому образцы должны отображать только красивые стороны творчества, например, таким образцом может быть народная керамическая игрушка. Лепка, как и любой другой вид изобразительного искусства, отражает в работах действительность и впечатления ребенка от окружающего мира. Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и уроками по развитию речи. Для этого в процессе работы стоит попросить ребенка рассказать о своих действиях: что он собирается вылепить, какой будет формы и величины его изделие, как он потом собирается его расписать. Такая беседа поможет ребенку усвоить много новых слов. А так же посредством продумывания формы, строения, цвета, величины, расположения в пространстве предмета, происходит развитие основных компонентов эстетического чувства. Стоит предлагать детям коллективные работы, которые будут способствовать взаимодействию друг с другом, правильному выражению своих мыслей, объяснению задуманного. Помимо этого, такая деятельность благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе очень важно для будущего человека.
Как и взрослому человеку, ребенку хочется забыть о своих проблемах, снять стресс, погрузиться в атмосферу спокойствия. Психологи утверждают, что удовлетворить все эти желания поможет работа на гончарном круге. Гончарное дело является народным искусством, которое объединяет в себе прошлое, настоящее и будущее. Лепка горшка, как олицетворения домашнего очага, считается прекрасной ступенью для развития ребенка. Таким образом, перейдя от простой лепки к изготовлению сосудов, дети могут проявить свои творческие и индивидуальные стороны. Процесс работы настолько нуждается в полной отдаче, что не позволит ребенку отвлечься на ненужные мысли, вследствие чего спокойствие и уравновешенность придут сами собой. Учить детей пользоваться гончарным кругом можно в возрасте пяти- шести лет. В этот период уже пора начинать вырабатывать усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, возникающие благодаря необычному процессу лепки. Гончарное дело как все виды пластического искусства развивает пространственное и образное мышление. Занятия на гончарном круге требуют быстрой реакции как творческой, так и физической, что помогает вырабатывать в ребенке определенные качества характера. А для создания такой реакции необходимы регулярные занятия, много упорства, терпения, фантазия, ведь из пластичного материала можно творить без ограничений. В конце занятия необходимо, чтобы ребенок сам убирал свое рабочее место. Это послужит формированию навыков самообслуживания, которыми он будет пользоваться в течение всей жизни. Иногда дети эмоционально тяжело переносят длительную трудовую деятельность, поэтому после завершения работы обязателен общий просмотр полученных изделий. Это позволит вызвать у маленьких создателей множество позитивных всплесков, от чего потраченные усилия не покажутся напрасными. Особенное восхищение производят утилитарные изделия. Факт того, что предмет, созданный своими руками, можно использовать в быту, кажется
особенным. Детское изделие после обжига и глазурования становится по своим свойствам схожим с фабричной продукцией, однако отличается оригинальностью, что вызывает восхищение у зрителей. Как пример можно взять создание горшочка под цветы. Удовольствие от процесса лепки будет естественно угасать с завершением работы. Однако после длительного труда последует продолжение в виде посадки выбранного растения, уход и полив за которым вызовет у ребенка гордость. Своей уникальностью керамический горшок постоянно будет притягивать внимание своего создателя, разжигая чувство привязанности к изделию и посаженному в него ростку. Таким образом, интерес к занятиям с глиной будет возрастать прямо пропорционально вызванным положительным эмоциям. Ко всему прочему перед созданием любой керамической работы обязателен этап эскизирования, на котором идея ребенка будет скорректирована по соответствующим правилам и законам гармонии. Этот процесс позволит детям более серьезно подойти к делу, способствовать воспитанию в себе чувства эстетики и осознать, что красота тоже живет по определенным законам. Таким образом, работа с глиной поможет формированию многих волевых, личностных качеств ребенка, эмоционального интеллекта и эстетического восприятия. Психотерапевтическая направленность работы не дадут таланту угаснуть, а придадут сил для любой деятельности, в том числе и творческой.
Список литературы
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 178 2. Долорес РосКерамика: Техника. Приемы. Изделия. /Пер. с нем. Ю. О. Бем. М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. 144 с. 3. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову - Москва: РИПОЛ классик,2010.- 254с. 4. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий.- М, 1961, с.9-20.