СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа № 1 им. Л.А. Горды»
ДОКЛАД на тему:
«Современные инновационные технологии в образовательном
процессе направления «Дизайн» в художественной школе».
Выполнила: Преподаватель Рябова Ольга Анатольевна
г.Сургут г. 2024
Основным приоритетом и ценностью в нашей стране всегда считалось получение качественного образования. В настоящее время наблюдается широкий потенциал человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а модернизирует свои достижения, ориентируясь на современные подходы применяемые в процессе учебной деятельности. Иннова́ция, нововведе́ние – внедрённое или внедряемое новшество, обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества продукции, востребованное рынком. Современные технологии – это совокупность инструментов, методов, процессов и знаний, используемых для создания, разработки и улучшения продуктов, услуг и систем. Они охватывают такие области, как информационные технологии, биотехнологии, энергетика, медицина, транспорт, производство и многое другое. Инновационные технологии в образовании – это некий механизм, при помощи которого задействованы новые средства и способы образовательной системы, воплощаемые в реальном мире. Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная профессиональная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами.
Современные инновационные технологии XXI века
В последнее десятилетие XX века цифровые технологии и глобальная сеть интернет привели к технологическим прорывам, в результате которых мировое пространство ощутило зарождение новых технологий XXI века, ворвавшихся во многие сферы которые уже сейчас меняют нашу реальность такие как: • Искусственный интеллект – позволяет компьютерам обучаться на большом количестве данных и делать прогнозы и рекомендации на основе этих данных. • Робототехника – позволяет создавать роботов, которые могут выполнять задачи, для которых требуется высокая точность и скорость. • Квантовые вычисления – технология, которая использует квантовую механику для обработки информации. • Криптовалюта – разновидность цифровой валюты, в цифровой или виртуальной форме, учёт внутренних расчётных единиц которой обеспечивает децентрализованная платёжная система, работающая в полностью автоматическом режиме. • Беспилотные летательные аппараты – (Дроны), которые могут использоваться для различных задач • Электромобили – изучение, что делает автомобили более экологически чистыми и эффективными в использовании топлива.
• 3D-печать – изучение технологии, которая позволяет создавать физические объекты, используя компьютерные модели и специальные материалы. • Виртуальная и дополненная реальность – изучение дополненной реальности (AR) которая предназначена для добавления цифровых элементов к объектам из реального мира, при этом взаимодействие с ними ограничено. Изучение виртуальной реальности (VR) иммерсивных функций, которые позволяют работать в виртуальном мире с помощью специальной гарнитуры и наушников. • Нейросети - математическая модель, работающая по принципам нервной системы живых организмов. Ее основное назначение — решать интеллектуальные задачи. То есть те, в которых нет изначально заданного алгоритма действий и спрогнозированного результата. Главной особенностью нейросетей является способность к обучению. Они могут обучаться как под управлением человека, так и самостоятельно, применяя полученный ранее опыт.
Современный дизайн сегодня – трансформация индустрии Глобальные процессы в мире требуют осмысления дальнейшего развития дизайна как регулятора общественных отношений. Одним из направлений усиления роли дизайна является развитие инновационных технологий в различных отраслях Для уменьшения отставания необходимо направлять вектор развития в область производства. «Дизайн» – понятие означающее «проектировщик», «рисовальщик» (слово design переводится как «чертеж», «рисунок», «проект») служит международным термином, который обозначает весь спектр деятельности по проектированию - «художественному конструированию» эстетических свойств промышленных изделий. От современных дизайнеров сегодня ожидание что уже на стадии презентации будущего проекта помимо проектирования он обеспечит захватывающее визуальное впечатление – в этом случае клиенту будет легче понять, какого результата можно ожидать. И клиент может получить реальное представление о том, что именно и почему он выбирает из нескольких вариантов дизайна. Хорошее визуальное воплощение идеи дает преимущество конкурировать на рынке индустрии.
Развитие инновационных технологий в дизайне
Современный дизайн, будь то промышленный, графический, средовой или дизайн костюма, самым прямым образом связан с техническим прогрессом, по-разному влияя на разные социокультурные системы и виды дизайна. Сам эстетический образ и непосредственное проектирование продукта – это увидеть этот образ будущего и устроить комфортный, гармоничный и современный мир. Как современные технологии трансформируют индустрию дизайна: Дизайн как динамичный фактор развития, отражающий и вбирающий в себя все инновации, порой определяющий ее стратегию, направлен на перспективное развитие новых технологий, методов, приемов, стилей, концептуальных направлений в дизайне. Большинство дизайнеров уделяют большое значение использованию инновационных технологий в своих проектах, Постоянное развитие инновационных технологий побуждает дизайнеров создавать инновационные формы, применять новые
методы при моделировании и проектировании своевременно создавать новую продукцию, пользующуюся наибольшим спросом.
Современные технологии в разных направлениях дизайна Развитие современных технологий в таких направлениях дизайна как: Дизайн одежда будущего: инновационные технологии и методы моделирования и проектирования, нетрадиционные материалы: оптоволокно, силикон, полимеры, – и в целом удивительная фантазия дизайнеров модельеров предоставляют неограниченные стилистические возможности для широкой деятельности, вследствие чего активно используются ведущими дизайнерами, ну и конечно новые имена в индустрии: Живые скульптуры, архитектурные платья Ирис Ван Херпен; Интерактивные платья Юинг Гао; Платья на солнечных батареях Полины ван Донген; Платья с функцией touch screen Ольги Петровой-Джексон; Одежда-оригами Райана Ясина; Одежда, которая меняет цвет, Лорен Боукер. Применение в больших обьемах в киноиндустрии. Возможности инновационной технологии 3D-печати: аддитивные технологии или 3D-печать — процесс создания объекта, в точности соответствующего трехмерной модели, методом послойного нанесения материала. Эта инновация стала мировым трендом. Главное достоинство технологии — ресурсосбережение. Потери полезного вещества стремятся к нулю. Учебный макет Энди Женга и кристины Эроменок. Кллекция Hard Copy одежды Норы Равив с функцией touch screen (тачь скреен) и Ольги Петровой-Джексон; Touch Screen – это сенсорный экран, который позволяет взаимодействовать с устройством с помощью касаний пальцем или стилусом. Стул GAUDI (БРАМ ГЕНЕН); Скульптура DSW Чарлза и Рэй Имзов из стульев Применение в дизайне, искусстве, моде, архитектуре, медицине. Искусство дизайна продолжает активно входить в современную жизнь. Дизайн проектирование сегодня – это индустрия, работающая на информатизацию и эстетизацию нашего окружения. В сфере изобразительно-пространственных искусств дизайн не имеет никаких границ. Он постоянно расширяет и укрепляет свои позиции. Графический дизайн (коммуникативный дизайн); Дизайн иллюстраций (книжная иллюстрация); Гейм дизайн; Промышленный дизайн; 3D дизайн (моделирование), дизайн интерьера. Современные инновационные технологии в образовательном процессе Новые технологии в образовании продолжают изменять обучающую среду в России. Учитывая быстрый темп развития цифровых технологий в образовательных учреждениях и школах, они должны быть готовы к использованию новых инновационных технологий в обучении для усовершенствования и облегчения образовательного процесса.
Использование инновационных технологий дает возможность педагогу разнообразить дидактический материал, позволяет добиваться стопроцентного внимания практически всех учащихся, независимо от успеваемости ученика. Инновационные технологии в образовании так же играют важную роль для учащихся, которые имеют проблемы со здоровьем. Теперь они могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение.
Современные технологии в дополнительном образовании На сегодняшний день, в России на федеральном уровне открывается много образовательных площадок, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, где дети учатся по принципу проектного обучения такие как «Кванториумы», «Технополисы», сети «Технопарков»: которые от теории и изучения современных инновационных технологий , переходят сразу к практике созданию и изобретению новых обьектов и не только. В современном дополнительном обучении детей изучаются уже достаточно новые вошедшие в нашу сегодняшную реальность направления: • VR/AR – изучение графический движок разработки виртуальных миров Unity, изучат основы языка C#, познакомятся с устройствами виртуальной реальности, научатся подключать их и готовить к работе. В конце года ученики смогут разрабатывать приложения для виртуальной реальности, работающие на персональных компьютерах и мобильных телефонах. • Авто-технологии – изучение строение автомобилей, их типы и виды; углубленно изучат отдельные узлы автомобиля, их назначение виды. В конце года в результате проектной работы ученики смогут собрать движущуюся модель грузового автомобиля с необходимыми характеристиками. • Аэро-технологии – изучение малой беспилотной авиации и получению практических навыков по управлению беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Здесь ребята знакомятся с основными частями беспилотника, осваивают принципы работы и управления мультикоптера, получают навыки проектирования собственных аппаратов, построение 3D-моделей путем фотограмметрии и опыт работы с различными датчиками и сенсорами БПЛА. • Aрт-компьютерные -технологии – рисование созданием изображений и искусства с помощью компьютеров в специализированных программах. Сегодня компьютерная графика является основной технологией в цифровой фотографии, кино, видеоиграх, цифровом искусстве, дисплеях мобильных телефонов и компьютеров, а также во многих специализированных приложениях. • ИТ-технологии – изучение основ визуального программирования(Sctatch), основы программирования на Python и C#, с помощью создания графических приложений. Изучаются основы программирования на языке С, основы компьютерных сетей, программирование микроконтроллера Ардуино. Разработки проектов в области Интернета вещей (IoT) по управлению умным домов, умной теплицы или гаража. • Гео-технологии – изучение возможностей, которые открывают современные геоинформационные технологии в разных направлениях: от архитектуры до бизнеса. На занятиях будут решаться кейсы, связанные с созданием электронных карт и геопорталов, будут рассмотрены различные виды сбора геоданных и инструменты обработки и анализа этих данных, возможности космической съемки и дешифрирования космических снимков. Также учащиеся освоят работу с беспилотными летательными аппаратами, обработку материалов фото- и аэрофотосъемки и трехмерное геомоделирование.
• Космо-технологии – изучение истории ракетостроения, современными ракетоносители, научатся работать c программой Open Rocet (проектирования и моделирования ракет), создадут макет своей ракеты (летающий макет, если будет возможность запуска, то запустим). Также познакомятся с историей спутникостроения, современные спутники, построят свои модели спутников с помощью микроконтроллера Arduino (здесь же изучения основ программирования на языке C с одновременным подключением разных датчиков), разработают своего спутника исследователя (также возможно построение космической станции, робота исследователя, робота космодрома - все это на выбор). • Нано-технологии – изучение разных видов материалов применении в промышленном производстве какие виды материалов применяются в автомобилестроении. Знакомятся соптическими микроскопами, сканирующий- зондовый микроскоп и другими сопутствующими приспособлениями. В результате проектной работы ученики создают собственные материала с нужными свойствами, например, шумоизолирующие, теплопроводные, с требуемой прочностью, гибкостью или прозрачностью для его применения в робототехнике, автомобилестроении и других областях. • Нейро-технологии – изучение строения и свойства нервной системы человека, взаимосвязь его физиологии с поведением. Научатся снимать электробиосигналы с поверхности тела (электроэнцефалограмму, электрокардиограмму, электромиограмму), а также применять полученные данные для анализа поведения человека и управления робототехническими устройствами, освоят нейропилотирование. Проекты посвящены разработке и программированию различных устройств для взаимодействия человека и компьютера, для анализа свойств нервной системы. • Промышленная робототехника – учатся проектировать, собирать и программировать роботов для решения различных производственных задач: транспортировка деталей на тележках, перемещение и сортировка роботами- манипуляторами. Обучение заканчивается разработкой собственного проекта – робота, выполняющего заданные операции. • 3D-моделирование – изучение и создание виртуальные трёхмерные модели в специализированных программах и также печатать их из пластика на 3D-принтере. • создание виртуальных трёхмерные моделей, их печатать на 3D-принтере (3D ручка). Современное оборудование, позволяющее работать с изображением 2D и 3D
моделированием
На сегодняшний день современное оборудование, позволяет делать дизайн проекты на высочайшем уровне работая с изображением как 2D так и 3D моделированием, воплощая любую невероятно сложную и красивую визуализацю. • Инновационные модели ноутбуков с вращающимся дисплеем позволяю превратить экран в графический планшет; • Модели ноутбуков с несколькими дисплеями позволяют вести несколько процессов работы одновременно; • Модели ноутбуков с дополнительным дисплеем рядом с клавиатурой позволяющим работать как на графическом планшете. Распространенные модели: Lenovo, VAIO, ASUS, MSI Creator, Apple MacBook Pro.
Дизайнеры художники, аниматоры и даже разработчики игр – все они активно пользуются графическими планшетами. Такой гаджет создан для работы с графикой. Графический планшет (graphics tablet, digitizer) —графическая панель, планшет для рисования, диджитайзер, — это устройство ввода информации созданной от руки, непосредственно в компьютер. Состоит из пера (стилуса) и плоского планшета. • Создан: для рисования, работы над графикой, для упрощения проектной работы дизайнера. Визуально он выглядит как обычный планшет, вот только вместо экрана здесь чувствительная поверхность, которая сильно напоминает тачпад. Вместо пальца в планшете используется специальное «перо» – выглядит как шариковая ручка. При этом пользователям даже не обязательно касаться поверхности планшета, чтобы рисовать. Пером можно водить в воздухе на небольшой высоте над поверхностью. Преимущество планшета с пером: • Точно повторяет движения руки; • Ощущение рисования на бумаге; • Изображение формируется уже на экране или интерактивном экране; • Добиться такой точности рисования мышкой практически невозможно. Можно разделить работу на планшете на два основных направления: • 2D-графика, двухмерная графика (two dimentional) — это плоское изображение, построенное на основе двух осей – горизонтальной (x) и вертикальной (y). Если попробовать повернуть изображение, то оно станет линией. (распечатанное на листе изображение ( графика, фото). • 3D-графика или трехмерная графика — это технология, которая позволяет создавать и отображать объекты в трехмерном пространстве. Трехмерная графика имеет глубину, объем и реалистичность. Она позволяет моделировать и визуализировать объекты и сцены, придавая ощущение глубины, пространственности и реальности. Графический планшет используется в самых разнообразных задачах: • Создание эскизов; • Создание проектных чертежей; • Рисование; • Создание иллюстраций; • Создание фирменных стилей, полиграфической продукции; • Создание авторских концепт-артов; • Создание 3D-моделей (скульптинг); • Обработка и ретуши фотографий; На сегодняшний день существует много графических планшетов как для профессионалов, так и для начинающих, рынок предлагает большой выбор моделей, ниже указаны марки соответствующие определенному уровню владения. Доступные учебные планшеты для рисования: • GAOMON, Compolis, Parblo, Houft, VINSA. Лучшие графические планшеты для начинающих: • WACOM, HUION XP-PEN DECO Pro. Лучшие профессиональные графические планшеты: • WACOM Intuos Pro, HUION Inspiroy Dial. Лучшие интерактивные графические дисплеи: • WACOM CINTING, XP-PEN Artist, HUION RFMVAS.
Развитие современного направления дизайн в детских художественных школах и
школах искусств
Выделение дизайна, как эффективного вида детского образования обосновано и доказано системой взаимосвязанных функций, присущих дизайну: преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, воспитательной, художественной и др., Которые в комплексе способны обеспечивать разносторонний подход в развитии художественных способностей учащегося. Детский дизайн – это детская проектно-художественная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства. Свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией. Дизайн, являясь объектом детского изучения: • формирует новые взгляды; • новые отношение к окружающему предметному миру с позиции разработчика и творца креативных идей по преобразованию и созданию новых вещей, предметов, объектов. Целью учебных предметов и программы дополнительной предпрофессиональной программа «Дизайн»: • формирование устойчивого и мотивированного интереса обучающихся к различным видам дизайн-деятельности; • формирование представления об основных видах «Дизайна» и основах дизайн- проектирования (деятельности); • проектирование, моделирование и конструирование с целью приобретения первоначальных умений и навыков и их усовершенствование; • предложенные учебным планом предметы обязательной и вариативной части предусматривают разностороннюю подготовку учащихся; • включая и работу на компьютере, которая приближает к реальной действительности работы дизайнера; • умение вести разработку проекта средствами, как ручной графики, так и с использованием графических программ на компьютере, одновременно является дополнительной мотивацией их интереса к дизайн-деятельности. Обучению дизайну на современном этапе образования в образовательных учреждениях уделяется достаточно внимания. Однако освоение нового вида художественного творчества в детских художественных школах и школах искусств происходит медленно и с большими трудностями. Основные причины сложившегося положения объясняются тем, что недостаточно: • современного оборудования; • лицензионного программного обеспечения; • теории и практики обучения учащихся дизайну в условиях художественной школы. Статистика реализации дополнительной предпрофессиональной программа «Дизайн» со сроком обучения 5 лет на территории Ханты-Мансийского автономного
округа-Югра: • МБУ ДО «ДХШ №1 им. Л.А.Горды» г. Сургут Единственная художественная школа в регионе реализует программу в полном объеме; • МБУ ДО «ДШИ» г. Югорск;
• На базе БПОУ «Колледж-интернат Центр искусств для одарённых детей Севера» реализуется программа ДПОП «Дизайн» г. Ханты-Мансийск; Реализация программы на территории Тюменской и Свердловской области: Тюмень не реализует программу ДПП «Дизайн». Екатеринбург и области: • МБУ ДО «ДХШ №4 им. Г.С Метелева» • МБУ ДО «ДХШ №3 им.А.И. Корзухина» • МБУ ДО «Екатеринбургская ДШИ №2» • МБУ ДО «ДХШ» г. Верхняя Пышма. Внедрение и адаптация современных технологий в образовательном процессе
дополнительной программы «Дизайн» • Программа ДПП «Дизайн» реализуется в школе с 2017 года; • В рамках национального проекта «Культура» в 2023 году школой были закуплены: • Современные ноутбуки; • Три передвижные системы «School box» (школьные боксы) для комплексного хранения и подзарядки техники; • Два больших интерактивных компьютера «Electronic School Digital LCD; • Современное оборудование уже применяется в образовательном процессе; • Наши дизайнеры со второго полугодия начали заниматься на новых компьютерах и осваивать новые программы!
Современные программы и графические редакторы
Современные программы графического дизайна: Пакет программ Adobe 2D графика • Adobe Photoshop • Adobe Illustrator • Adobe InDesign Программы на сегодня: • Libre Office • GIMP 2D графика • Blender 3D моделировани
Приложение 1
Лекции, теоретический материал и презентации дизайн-проектов В школе реализуются на отделении ДПП «Дизайн» на новом оборудовании: • Лекции по предметам теория дизайна, основы дизайн-проектирования, компьютерная графика.
• Защита проектов учащихся 2-го класса на предмете основы дизайн-проектирования по теме «Дизайн упаковки».
Приложение 2 Процесс работы над текущими заданиями по предмету компьютерная графика
• Процесс работы над текущими заданиями учащихся 2 класса на предмете компьютерная графика.
• Процесс работы над текущими заданиями с применением графических планшетов учащихся 1 класса на предмете компьютерная графика.
Приложение 3
Работы учащихся первых классов Копии животных, птиц и обитателей подводного мира в цвете:
Стилизация животных в цвете:
Создание различных паттернов и фонов в цвете:
Создание сюжетных композиций с персонажем:
Создание сложных композиций на темы «Космос», «Млечный путь», «Ночное небо»: