Ткаченко О. В. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40» МО г. Алапаевск
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств (развитие пытливости ума, знакомство со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формирование умения планировать и анализировать практическую работу), которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил для этого соответствующие условия. Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога – воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог бы раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей, уже в возрасте 1-2х лет. Дети раннего возраста очень любознательны и что не маловажно, они стремятся к самостоятельному исследованию всего вокруг. Экспериментирование с объектами, в данном возрасте происходит при помощи элементарных действий: попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить, наступить на предмет ногой), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность), размазать краски по листу и пр. Но как помочь этим маленьким исследователям максимально усвоить и запомнить, а главное понять, как устроено всё в этом таком новом, но очень интересном мире?
2
Китайская пословица гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Очень точно раскрывает суть данной пословицы детское экспериментирование. Ведь не зря оно является вторым ведущим видом деятельности в дошкольном образовании, после игры. Именно в экспериментальной деятельности есть возможность проявить максимум творческой энергии: придумал гипотезу, воплотил, получил результат. Детское экспериментирование во многом похоже на научное. Дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов и новой информации. В своей практике я обратила внимание на то, что типовые занятия по экспериментальной деятельности «приедаются» детям, становятся однотипными, скучноватыми. И, чтобы разнообразить работу, и не потерять интереса детей, я открыла для себя такую педагогическую находку, как возможность использования методов экспериментальной деятельности не только в искусственно созданной и скучной лаборатории, но и посредством доброй сказочной истории с удивительными героями. Предлагаю вашему вниманию три занимательных опыта – эксперимента с некоторыми материалами, которые я использую в своей работе с детьми раннего возраста. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. 1. «Как вода гулять отправилась» Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, ложечкой, а также существуют предметы, которыми невозможно переливать воду (она попросту вытекает). Материал: поролоновая губка, резиновая груша, детская ложечка, ситечко, ванночка с водой, пустая ёмкость. Ход игры – эксперимента. Художественное слово.
3
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось – ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий – никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! – думала водичка. – А сидела бы я сейчас в своём тазике и этой красоты не увидела бы!». Берём поролоновую губку, резиновую грушу, ложечку, ситечко. Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и с ложечкой. Так же попробуем перенести воду ситечком, не получается, объяснит почему. Устала водичка гулять и очень ей захотелось домой, спросите ребёнка, как помочь всей водичке вернуться в тазичек (какие предметы могут помочь водичке вернуться домой, а какие нет). Детям была предложена небольшая история о путешествии воды, а в конце обозначена проблемная ситуация, как всю водичку вернуть обратно в тазик. 2.«Разноцветные тучки». Цель: познакомить детей с основными цветам (красный, жёлтый, синий, зелёный), и получением промежуточных цветов при смешивании красок. Материал: четыре прозрачных стаканчика, с приклеенными на них капельками (красной, жёлтой, синей и зелёной,); в каждом стаканчике краска (в цвет капелек); белые листы картона (либо разнос); тучки из поролоновых губок (красная, жёлтая, синяя и зелёная). Ход игры – эксперимента.
4
Художественное слово. Ребята посмотрите, какие красивые тучки (давайте посмотрим каких они цветов, потрогаем и помнём в ручках), они очень любят играть в разные игры. У них есть друзья разноцветные капельки, посмотрите вот они. И вот тучки решили поиграть с капельками в игру разноцветный дождик. Тучка опускается в стаканчик, с капелькой со своим цветом и поднимается, идёт дождик. Посмотрите, из одной тучки пошёл красный дождик, а из другой желтый, посмотрите, что получилось? И дальше предложить детям самим поиграть с тучками и капельками. 3.«Волшебное облачко». Цель: формирование представления о свойствах воздушного шарика (лёгкий, надутый), об использовании шарика необычным способом (рисование способом – оттиск воздушным шариком), дать простейшее представление о круговороте воды в природе. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе. Материал: ёмкости с красками разных цветов, облако из воздушных шариков (по количеству детей принимающих участие в эксперименте), ватман. Ход игры – эксперимента. Художественное слово. Наступила Осень, небо стало хмурым, прилетело облако. – Ой, кажется, дождь собирается. Полетало, полетало облачко по небу, а вот и первые крупные капли дождя. И вот перед нами уже большие лужи. Всё быстрее и быстрее запрыгали капельки по лужам. Дальше побежали капельки и вот они уже прыгают по дорожке, оставляя свои мокрые следы. Но вдруг выглянуло солнышко, принесло тепло, и все наши капельки вернулись на небо, собрались в воздушное облачко и ветер унёс то облачко далеко. Посмотрим, какое волшебство произошло, сколько следов оставили капельки, давайте рассмотрим, что мы видим? Возьмите 4 ёмкости с высокими краями. Разведите в каждой ёмкости краски разных цветов (красная, жёлтая, синяя, зелёная). Пусть малыши окунают шарики в краску и оставляют шариками отпечатки на «дорожке» ватмане.
5
Получившуюся работу, можно использовать в дальнейшей деятельности. Например, ОД по ИЗО, дорисовав совместно с детьми, некоторые элементы, получить и увидеть на ватмане различных животных (цветы и прочее). Тут Ваша фантазия безгранична. Я предложила три небольших эксперимента с детьми в группе раннего возраста: чем можно перенести воду, что происходит при смешивании красок и о свойствах воздушного шарика и не ординарном его использовании. Во всех ситуациях дети становятся участниками увлекательной игры, где всё можно пощупать, потрогать, приобщаются к художественному повествованию, получают начальные представления о том, что происходит в природе. Попутно у детей формируются элементарные математические представления, знания цветов, умение работать в команде и многое другое. Возможности детей в познании больше, чем у взрослых и это обязательно нужно использовать. Развивайте интерес к науке с детства! Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Как сказал российский естествоиспытатель К.А. Тимирязев: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». Список литературы: 1. Образовательный портал «Продлёнка». Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты: официальный сайт. – Санкт – Петербург 2023 г. – URL: https://www.prodlenka.org/. 2. Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников / И. С. Штепина. — Текст: непосредственный // Актуальные
6
задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1322/ (дата обращения: 05.11.2023). 3. Михеева, И. В. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников / И. В. Михеева, Е. В. Ташлыкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 226- 228. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56399// (дата обращения: 07.11.2023).