Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Дизайн" по предмету "Рисунок"
СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа № 1 им. Л.А. Горды» Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства
«Дизайн»
Предметная область ПО.01. Художественное творчество
ДИЗАЙН
ПО.01. УП.01. РИСУНОК
Сургут 2024 г.
2
«Согласовано» Методическим советом образовательного учреждения протокол 1/п-с от 31.08.2023 г.
Директор МБУДО «ДХШ № 1 им. Л.А. Горды» Н.П. Жаркова Приказ от 31.08.2023 г. № 203
Разработчик: О.А. Рябова, преподаватель МБУДО «Детская художественная школа № 1 им. Л.А. Горды». Редактор: Н.П. Жаркова, директор МБУДО «Детская художественная школа № 1 им. Л.А. Горды» Рецензент: Н.Ю. Даутова преподаватель высшей квалификационной категории МБУДО «ДХШ №1 им. Л.А. Горды»
Структура программы учебного предмета: I.Пояснительная записка. II. Учебно-тематический план. III. Содержание учебного предмета. IV. Требования к уровню подготовки обучающихся. V. Формы и методы контроля, система оценок. Аттестация: цели, виды форма, содержание VI. Методическое обеспечение учебного процесса. VII. Средства обучения. VIII. Список литературы.
I.Пояснительная записка. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Дизайн». Рисунок - является основополагающим учебным предметом в художественном образовании и является определенной системой обучения и воспитания, планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа включает целый ряд теоретических и практических заданий, которые помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения природных форм, объема, перспективы, конструкции и овладеть навыками графического изображения. Для правильного построения предметов и передачи их трёхмерности на плоскости листа используем конструктивный рисунок. Недостаточно внимательное отношение к конструктивному рисунку геометрических тел скажется на всех последующих заданиях по рисунку. В учебном процессе такие предметы как «Рисунок», «Живопись» и «Основы дизайн проектирование» дополняют друг друга, эти предметы изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию и поэтапному прохождению образовательной программы «Дизайн». Учащиеся учатся наблюдательности, внимательности, запоминанию увиденного, осваивают основы перспективы, приобретают навыки последовательной работы над рисунком от общего к частному и от частного к общему, осваивают технические приемы в рисунке от самых простых до более сложных. Кроме того, проводится работа над «постановка глаза», «целостное видение», «твердости руки».
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Рисунок» с 5 (6) -летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-3 класс – два часа, 4-5 классах – три часа; самостоятельная работав 1- 3 классах – два часа, 4-5 класс – три часа.
Форма проведения аудиторных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Реализация предмета на 5(6) лет: При реализации программы «Дизайн» со сроком обучения 5(6) лет срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 5(6) лет. Рекомендуемая продолжительность учебных занятий с 1 по 3 классы составляет: • первое полугодие 32 часа, • второе полугодие 34 часов. Рекомендуемая продолжительность учебных занятий с 4 по 6 класс составляет: • первое полугодие 48 часов, • второе полугодие 51 час. Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок» составляет: Недельная нагрузка (в часах):
Аудиторные занятия Неделя/время 1 – 3 класс 2 ч. 4 – 6 класс 3 ч. Самостоятельная работа Неделя/время 1– 3 классы 2 ч. 4 – 6 классы 3 ч.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: • художественно-эстетическое развитие личности ребенка; • раскрытие и формирование творческого потенциала; • приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету; • развитие у учащегося способности мыслить объёмами в пространстве и видеть сложность мира через простые понятия; • научить ребенка передавать в двухмерном пространстве плоскости трёхмерный объём; • подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; Задачи: Главной образовательной задачей в процессе обучения является задача развития творческого мышления и пространственно- графического воображения; • освоение терминологии предмета «Рисунок»; • приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира; • формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач; • приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
• формирование навыков передачи объема и формы, четкого конструктивного построения, передачи перспективы, плановости предметов материальности, фактуры.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Дизайн», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки учащихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (объяснение, беседа, рассказ); • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); • практический; • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы
обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Оборудование: Мастерская по рисунку должна быть оснащена: • мольбертами, табуретами, стульями, подиумами, софитами, натурным фондом. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы «Дизайн» с нормативным сроком обучения 5 лет общая трудоемкость учебного предмета «Рисунок» составляет 792 часов, в том числе аудиторные занятия - 396 часов, самостоятельная работа - 396 часов. При реализации программы «Дизайн» с нормативным сроком обучения 6 лет общая трудоемкость учебного предмета «Рисунок» составляет 990 часов, в том числе аудиторные занятия - 495 часов, самостоятельная работа - 495 часов. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации Срок освоения образовательной программы «Дизайн» 5 лет
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки
Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации
Раздел 2. Наброски головы в разных ракурсах.
2.1. Наброски фигуры. урок 12 6 6 Наброски головы человека. Пятно. 6 3 3 Наброски головы человека. Линия. 6 3 3 Итоги за 1 полугодие 96 48 48
2 полугодие
Раздел 3. Конструкция и пропорции в перспективе.
3.1. Гипсовая голова. урок 30 15 15
Гипсовая голова. Компоновка и построение. 6 3 3 Гипсовая голова. Работа легким тоном. 6 3 3 Гипсовая голова. Работа легким тоном над объемом.
6 3 3 Тематический натюрморт. Работа тоном. 6 3 3 Тематический натюрморт. Работа тоном над объемом.
6 3 3
Тематический натюрморт. Работа тоном над глубиной и пространством.
6 3 3
Тематический натюрморт. Обобщение тоном.
6 3 3
Тематический натюрморт. Завершение работы.
6 3 3
Раздел 5. Многофигурная композиция в интерьере.
5.1. Наброски фигуры в движении. урок 12 6 6 Наброски фигуры в движении. Сидящая и стоящая фигуры.
6 3 3
Наброски фигуры в движении. Многофигурная композиция. Зачет. (промежуточная аттестация).
6 3 3
Итого 102 51 51 Итоги за год 198 99 99 *№ включает: -№ раздела; -№ темы раздела;
-№ занятия (3 урока и более) темы раздела. III. Содержание учебного предмета. Годовые требования.
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом линейно конструктивного рисунка с соединением набросков и сочетанием длительного, тонального рисунка, с расчетом расширения и усовершенствования возможностей программы. Содержание программы учебного предмета, построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления. Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости. Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. В первые годы, на примере рисования простых форм предметов дается представление о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятия о светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. В последующие годы обучения осуществляется переход к изображению более сложных комбинированных форм, изучаются законы линейной и воздушной перспективы, приемы решения линейно-конструктивного, живописного и творческого рисунка, передача пространства. Постепенно обучающие приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему. На завершающем этапе обучения происходит ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы человека. Значительно расширяются и усложняются композиционные, пространственные и тональные задачи в рисовании натюрмортов и интерьеров. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения. На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания. Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам: - технические приемы в освоении учебного рисунка; - построение геометрических фигур в перспективе. - живописный рисунок. Фактура и материальность. - построение и пропорции фигуры. - построение геометрических фигур в перспективе. - тональный длительный рисунок. - линейное построение. - построение и пластика фигуры. - творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами. - линейно-конструктивный рисунок. - остроение статика динамика фигуры. - конструктивный, тональный рисунок на фактуры. - тональный длительный рисунок. Фактура и материальность. - пропорциональное построение фигуры. - эмоциональный рисунок фигуры - законы перспективы. Светотень.
- многофигурный, быстрый и эмоциональный рисунок - статичная фигура в интерьере. -динамичная фигура в интерьере. - наброски головы в разных ракурсах - конструкция и пропорции в перспективе.
Первый год обучения 1 полугодие
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.1. Тема: Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно». 1.2. Тема: Упражнение графические изобразительные средства. Графические изобразительные средства. Учимся компоновке, используем карандаш как измерительный инструмент. На листе выполняется 4 задания: 1. Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий и деление линий на равные отрезки (четные и нечетные) части; 2. Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона, понятие что такое «тон» и «сила тона»; а) Тоновая растяжка от светлого к темному б) Тоновая растяжка от темного к светлому. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши (Н, НВ), ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта. 1.3. Тема: Упражнение шахматная доска. Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши (Н, НВ, В), ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки шахматной доски по памяти. 1.4.Тема: Упражнение геометрического орнамента. Использование геометрических элементов (квадрат, окружность, треугольник, ромб и т.д. из которых составляется квадратный орнаментальный модуль и выстраевается в орнаментальную линейку. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки овощей. 1.5. Тема: Упражнение на фактуры. Рисунок простейших природных форм с натуры, пример аудиторных заданий: а) разные листья (рябины, березы и т.д.); б) перьев, в) насекомых, г) коры деревьев. Освоение понятия «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке Совершенствование техники работы штрихом. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки фруктов. 1.5. Тема: Упражнение на конструктивное построение предметов. Беруться два предмета быта разных масштабов и форм и простраиваются. Изучение компоновки и построения, понятия «осевые линии», «элипс», «плановость». Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: конструктивная зарисовка предмета.
2 полугодие
Раздел 2. Построение геометрических фигур в перспективе.
2.1. Тема: Упражнение. Построение гипсового цилиндра. Знакомство с понятием перспективы. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Изучение композиции с применением линейно- конструктивного построения цилиндра, с добавлением легкого тона. Применение линий различного характера для выразительности рисунка и работой над объемом с помощью тональных переходов. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки крупных бытовых предметов. 2.2. Тема: Упражнение. Построение гипсового конуса. Знакомство с понятием перспективы. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Изучение композиции с применением линейно- конструктивного построения конуса, с добавлением легкого тона. Применение линий различного характера для выразительности рисунка и работой над объемом с помощью тональных переходов. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки металлических бытовых предметов. 2.3. Тема: Упражнение. Построение гипсового шара. Знакомство с понятием перспективы. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Изучение композиции с применением линейно- конструктивного построения шара, с добавлением легкого тона. Применение линий различного характера для выразительности рисунка и работой над объемом с помощью тональных переходов. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки деревянных бытовых предметов. Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и материальность.
3.1. Тема: Чучело птицы мягким материалом. Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела, знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа, пропорции и выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение: естественное. Материал: Бумага для черчения, уголь, сепия, соус. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки мягких игрушек.
Раздел 4. Построение и пропорции фигуры.
4.1. Тема: Наброски фигуры. Линейный рисунок. Линейные наброски фигуры человека с изучением пропорций и построения. Материал: Бумага для набросков, крафт, уголь, сепия, соус, пастельные карандаши. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки людей линией и пятном. Второй год обучения 1 полугодие
Раздел 1. Построение геометрических фигур в перспективе.
1.1. Тема: Упражнение. Построение гипсового куба Линейно-конструктивное построение гипсового куба в три четверти с двумя точками схода ниже уровня глаз. Введение легкого тона. Закрепление понятия об уровне линии горизонта, точка схода). Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками схода. Освещение: Верхнее боковое.
Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: линейно-конструктивные зарисовки двери, окна, стола, стула и т.д. 1.2. Тема. Натюрморт из двух гипсовых тел. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар или куб) с добавлением одного фрукта (яблока, груши), расположенных на низком горизонте. Анализ конструктивной формы тел вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы. Особенности передачи объема. Фон нейтральный серый. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы. 1.3. Тема. Конструктивный рисунок комнатного растения. Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и предметами простой формы на светлом фоне. Композиция листа. Поэтапное построение, выявление пластики и конструкции цветка работа легким тоном. Выразительная передача образа, формы и строения растения. Различное расположение листьев в пространстве. Знакомство с перспективными явлениями при рисовании с натуры растительных форм. Освещение: Верхнее боковое. Материал: бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки домашних растений и цветов. Раздел 2. Тональный длительный рисунок.
2.1. Тема. Натюрморт предметов быта на светлом фоне. Предметы различные по тону и материалу. Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов домашнего обихода. Выявление знаний, умений, навыков полученных во втором классе. Освещение: Верхнее. Материал: бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: копирование рисунков ткани. 2.2. Тема. Натюрморт предметов быта на темном фоне. Натюрморт предметов быта на темном фоне из предметов призматической формы. (книги, коробки, шкатулки и т.д.), расположенных на низком горизонте Возможно включение мелких предметов. Композиционное размещение, прорисовка конструкции, уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная проработка формы предметов. Обобщение тональных отношений. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3. Самостоятельная работа: Зарисовки стеклянных предметов. Раздел 3. Построение и пропорции фигуры.
3.1. Тема. Наброски фигуры. Рисунок силуэта фигуры. Построение и пропорции. Материал: Бумага для набросков, крафт, уголь, сепия, соус, пастельные карандаши. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки сидящих фигур людей. 2 полугодие
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность.
4.1. Тема. Рисунок чучела птицы. Рисование птиц, различных по характеру формы и тональной окраске. Углубление знаний об особенностях живописного рисунка. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта.
Передача материальности оперения. Освещение естественное. Освещение: Естественное. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3-А2. Самостоятельная работа: Зарисовки птиц по памяти. Раздел 5. Линейное построение.
5.1. Тема. Конструктивный натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы. Натюрморт из предметов быта (книги, коробки, шкатулки и т.д.), расположенных ниже уровня глаз. Возможно включение мелких предметов. Композиционное размещение, прорисовка конструкции, уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная проработка формы предметов. Обобщение тональных отношений. Выявление знаний, умений, навыков полученных во втором классе. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3-А2. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта, имеющих призматическую форму с натуры и по памяти.
Раздел 6. Тональный длительный рисунок. 6.1. Тема. Натюрморт из двух предметов, светлых по тону на сером фоне. Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта различных по тону и материалу, один из которых имеет комбинированную форму, на уровне глаз обучающегося. Композиция листа, выбор формата. Точность передачи пропорций и силуэта предметов. Фон нейтральный, средний по тону. Освещение нижнее боковое. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А3-А2. Самостоятельная работа: зарисовки овощей и фруктов. 6.2. Тема. Натюрморт из предметов простой формы, разных по тону и материалу. Рисунок натюрморта из деревянных и глиняных предметов кухонной утвари и домашнего обихода. Выявление знаний, умений, навыков полученных во втором классе. Освещение: Верхнее боковое. Материал: Бумага для черчения, пастельные карандаши, уголь, соус, сепия. Формат: А3-А2. Самостоятельная работа: зарисовки предметов различных по материалу (дерево, стекло, металл и т.д.).
Раздел 7. Построение и пластика фигуры.
7.1. Тема. Наброски фигуры. Построение и пропорции. Наброски фигуры человека пятном. Материал: Бумага для набросков, крафт, уголь, сепия, соус, пастельные карандаши. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки стоящих фигур людей. Третий год обучения 1 полугодие
Раздел 1. Творческий рисунок.
Создание художественного образа графическими средствами.
1.1. Тема. Осенний натюрморт на конструкцию. Натюрморт на конструкцию из предметов быта с возможным введением (рябины, тыкв, грибов, плетеных корзин и туесов и т.д.). Освоение принципов последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок до определенной степени завершенности. Овладение начальными навыками целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Фон нейтральный. Освещение: Верхнее боковое. Материалы: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А2. Самостоятельная работа: зарисовки веток рябины, березы и т.д.
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок.
2.1. Тема. Композиция из сквозных летающих предметов. Сквозное, конструктивное построение в разных ракурсах трех и более предметов (бидонов, крынок, бутылок, чайников и т.д.) с наложением друг на друга, работа с передними планами. Рисунок без тона направлен на изучение конструкций и пластики предметов. Освещение: естественное. Материалы: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А2. Самостоятельная работа: зарисовки конструкций предметов быта. 2.2. Тема. Конструктивный натюрморт на низком горизонте. Натюрморт на конструкцию на низком горизонте с добавлением ткани со складками и одного лежащего предмета (горшок, корзина). Изучение построения, с введением легкого тона. Освещение: верхнее. Материалы: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А2. Самостоятельная работа: зарисовки ткани со складками.
Раздел 3. Построение статика динамика фигуры.
3.1. Тема. Наброски фигуры. Наброски стоящей фигуры линией и пятном. Материал: Бумага для набросков, крафт, уголь, сепия, соус, пастельные карандаши. Формат: А3. Самостоятельная работа: зарисовки фигур людей неотрывной линией.
2 полугодие
Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок. 4.1. Тема. Натюрморт из 2-3ех гипсовых геометрических тел. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар или куб) с добавлением одного фрукта (яблока, груши), расположенных на низком горизонте. Анализ конструктивной формы тел вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы. Особенности передачи объема. Фон нейтральный серый. Освещение: Верхнее боковое. Материалы: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А2. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы. Раздел 5. Конструктивный, тональный рисунок на фактуры.
5.1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы. Линейно-конструктивный рисунок чучела птицы с введением легкого тона. Выявление конструктивных особенностей формы. Точность передачи характерности изображаемого предмета. Фон нейтральный светлый. Освещение: Верхнее боковое. Материал: На выбор: 1. Пастельная бумага и работа мягким материалом уголь, соус, сепия и пастельные карандаши; 2. Бумага для черчения, простые карандаши. Формат: А2. Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.
Раздел 6. Тональный длительный рисунок. Фактура и материальность.
6.1. Тема. Тематический натюрморт на низком горизонте. Тематический натюрморт на низком горизонте из крупного предмета быта с введением гипсовой розетки. Тональный рисунок предметов быта, расположенных ниже уровня глаз (можно на полу). Предметы натюрморта контрастны по тону и размеру. Особенности передачи перспективного сокращения (ракурса). Выделение композиционного центра. Выявление больших тональных отношений. Передача объема предметов и пространства в натюрморте. Освещение: Верхнее боковое. Материалы: Бумага для черчения, простые карандаши, ластик. Формат: А2 Самостоятельная работа: зарисовки крупных предметов, ведер корзин.