В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения. Важным направлением нравственного воспитания личности дошкольников является ориентация на семейные ценности. С целью сохранения традиционных семейных ценностей 2024 год в России объявлен Годом семьи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» одной из задач выступает формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье [4]. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций. К традиционным российским духовно- нравственным ценностям относятся, высокие нравственные идеалы, крепкая семья [3]. В «Большом толковом словаре русского языка» находим, что под семейными ценностями понимаются как ценности, относящиеся к семье, связанные с жизнью семьи, в семье [2]. Интересным является определение С.П. Акутиной, в котором семейные ценности представляют собой духовно-нравственные
ориентиры, социально одобряемые и разделяемые большинством людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи [1]. Мы активно реализуем в ДОУ работу по формированию семейных ценностей у дошкольников через проектную деятельность. Приведем пример проекта «Семейные увлечения». Основными задачами, которые мы решали были следующие: сформировать понимание значимости семьи, воспитать любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому у дошкольников; активизировать внимание родителей к решению задач по формированию семейных ценностей у дошкольников. Основная работа заключалась в разработке и защите каждой семьей собственного проекта «Семейные увлечения» в ДОУ в виде мультимедийных презентаций, семейных альбомов, видеороликов. Проект включал следующие этапы: подготовительный, практико-внедренческий этап, аналитический, заключительный. Каждый этап предполагал реализацию определенных мероприятий. Подготовительный этап предполагал определение темы проекта и обоснование его актуальность, теоретической базы, новизны, задач, сроков, плана и этапов; разработку диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности понимания семейных ценностей дошкольниками; анкеты для родителей воспитанников; проведение исследования исходного уровня сформированности понимания семейных ценностей дошкольниками; анкетирование родителей. Практико-внедренческий этап включал создание проектов «Семейные увлечения» детьми и их родителями дома; консультации
при необходимости для уточнения вопросов, связанных с созданием проектов. На аналитическом этапе осуществлялся анализ, обобщение и систематизация полученных результатов реализации задач, направленных на формирование семейных ценностей у дошкольников, а также демонстрация выполненного продукта, корректировки при необходимости. Заключительный этап предполагал защиту проектов «Семейные увлечения» детьми и их родителями в ДОУ. Подводя итоги, можем сказать, что семья – это основа общества, фундамент нашего будущего. Поэтому воспитывать семейные ценности необходимо с самого раннего возраста. Дошкольный период детства является благоприятным возрастным этапом, когда у ребенка закладываются основы ценностей семьи, что обусловливает необходимость организации целенаправленной работы педагогов дошкольного образования в данном направлении. Список литературы
1. Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно- нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 51-54. 2. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2008. 1536 с. 3. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования 4. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования